рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Неприкасаемые Европы

 

Встретил в одной статье: «Неприкасаемые в Индии – это феномен, который нельзя встретить ни в одной другой стране мира…» Как бы не так! Известна подобная каста в Японии – баракумины, да и в остальном мире ни одна страна не обошлась без униженных и обездоленных, поставленных традициями вне закона. Не составляет исключения и Европа. В частности, речь идёт о каготах во Франции и Испании.

Хотя практически каждая семья на севере Испании и юго-западе Франции имеет среди предков хотя бы одного кагота, многие тщательно скрывают этот факт, да и само слово «кагот» носит оскорбительный характер.

При этом никто достоверно не знает, откуда и когда появились в Европе неприкасаемые, а происхождение слова «кагот» вызывает споры. В Испании их, кстати, называют аготами, в Бретани – како. По одной из версий, название племени восходит к греческому «какос» – «плохой» (не отсюда ли наше слово «кака», которым напутствуют маленьких детей?). По другой, истоки слова ведут к окситанскому cago («дерьмо») или бретонскому kakouz («прокаженный»). По третьей, первоначально было словосочетание canis gothus – «готская собака».

Дело в том, что историки подозревают: по крайней мере часть каготов происходит от вестготов и их рабов, побежденных королём Хлодвигом в  VI веке. А вестготы, столетием до этого опустошившие Галлию, пользовались вполне заслуженной ненавистью местного населения. К тому же они были христианами иного толка – арианами, то есть еретиками с точки зрения католической церкви. Кстати, сами они себя называли «христианами», как бы противопоставляя католикам. Позже, видимо, к ним присоединились мавры, которые бежали из Испании после Реконкисты. Есть также легенда, будто каготы – сарацины, помогавшие Карлу Великому, а после его поражения в Ронсельванском ущелье бежавшие с его армией во Францию…

Существует также гипотеза, что каготы – потомки первых галлов-христиан. В Римской империи их презирали и преследовали соседи-язычники. А когда они сами приняли христианство, то сохранили прежние предрассудки по отношению к членам гонимых общин первых христиан.

В XIX веке писатели отмечали странности во внешности каготов.  У них якобы отсутствовали ушные мочки, была специфическая форма ногтей, светло-синие или серовато-зеленые глаза, желтовато-блеклая кожа, перепонки между пальцами рук и ног, младенческий пушок вместо волос на голове у взрослых людей…

Так это или нет, но сегодня главная загадка каготов состоит в том, что их потомки ничем не отличаются от прочих граждан – ни внешне, ни генетически. У них те же фамилии и те же диалекты, что у «нормальных» людей. У них, вопреки поверьям бретонцев, не течет кровь из пупка в Страстную неделю. Ну, а круглоухость, то есть отсутствие мочек ушей, весьма часто встречается среди германцев – примерно треть населения с такой особенностью.

Но в Средние века им пришлось туго. Положение каготов было хуже крепостных крестьян. Например, им запрещалось возделывать землю. Мужчинам-каготам разрешалось плотничать и вить веревки. Следы этой «специализации» остались и сегодня – половина населения города Агетмо, который был центром нескольких общин, по-прежнему зарабатывают на жизнь изготовлением столов и стульев. К тому же они занимались делами, связанными со смертью – были могильщиками и палачами. Их не брали в армию – им запрещалось носить оружие, они не платили налоги – деньги, побывавшие в их руках, считались нечистыми…

У них были отдельные кладбища, а в церкви они сидели поодаль у холодной северной стены. Вход у них тоже был отдельный – слева от крыльца крохотная дверца, через которую они пробирались, согнувшись в три погибели. Купели у них были отдельные, а облатку им подавали на конце палки…

Шли века, католиков сменяли протестанты, но по-прежнему в церквях каготы были отделены от «нормальных» людей. Им запрещали ходить по земле босыми, браться за перила, заходить на мельницу, танцевать с жителями деревни, брать воду из «чистых» источников – считалось, что они воняют и разносят проказу…

Наконец, в 1681 году парламент Ренна объявил незаконным преследование людей на том основании, что они – каго. Но это ничего не изменило в их жизни. В начале XVIII века в Ландах кто-то увидел, как богач-каго берет воду из общего источника. Солдат отрубил ему ладонь, и потом ее прибили гвоздями к церковной двери. В 1741 году мужчина-каго из Мумура осмелился возделывать землю – ему пробили ноги раскаленными железными гвоздями. В городке Люрб приходской священник заставлял каготов брать воду из колоды, откуда поили животных…

Не очень-то помогла и Великая французская революция, провозгласившая равенство, свободу и братство. Каготы в числе первых штурмовали административные здания, чтобы уничтожить архивы со своими именами.

Но устная память оказалась сильнее письменной. Народ с каким-то особым сладострастием отыскивал несчастных и карал за неведомую вину. В одной из песенок автор даже не пытается оправдать свою ненависть:

Долой каго!

Уничтожим их всех!

Уничтожим каго,

И долой их всех!

В городе Борс в 1830 году мэра-каго заставили уйти с должности. В городе Энебон, на юге Бретани, пекарь потерял всех своих клиентов из простого народа, когда женился на «какуз» (женский род от «каку», местного названия каго). В городах Доньен и Кастебон в 1847 году умерших каго хоронили на отдельном кладбище…

Как только появилась возможность, французы-каготы стали массово покидать родные места, стараясь начисто стереть память о позорном прошлом. Они устремились в Америку, в колонии – им нечего было терять. Многие добились успеха – жизнь приучила их не ждать помощи от других, добиваться всего своим трудом.

Казалось бы, конец истории. Но вот ещё один мрачный штришок к портрету «среднего человека из народа». Один из писателей в 1780 году попал в общину каготов в городе Мец: «Их загнали в тесноту, на эту маленькую улицу и каждую ночь запирают здесь, как заключенных в тюрьме. Этих несчастных заставляют носить черные куртки и белые ленты, чтобы их можно было отличить от прочих людей. Кроме этого, их можно узнать по бородам и по выражению упрека, которое отпечаталось на их лицах. Это упрек не за то, что их считают преступниками, а за то, что вынудили жить в таких унизительных условиях». Добавим, что нередко одежду каготов метили знаком утиной лапы…

Ничего это не напоминает? Правильно: еврейское гетто. Во времена преследования каготов евреев было еще мало. Но свято место пусто не бывает. По мере ослабления натиска на каготов европейцы взялись за евреев. Впереди были разгар антисемитизма, позорное дело Дрейфуса, а потом облавы на евреев и лагеря смерти…

Что-то весьма неприятное открывается в природе человека. «Среднему человеку из народа», видимо, никак не обойтись без ненависти к ближнему. Той ненависти, которая делает его в собственных глазах выше и значительнее, чем он есть на самом деле. И объединяет его в стаю с такими же очень средними…

Иван Хворостинин

Подробнее о каготах можно прочитать в книге «Открытие Франции», Грэм Робб. Или хотя бы здесь: http://bookz.ru/authors/grem-robb/otkritie_993/page-6-otkritie_993.html

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Июнь 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30