рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Тартюф на все времена

Наш театр драмы продолжает «премьерить» «Тартюфа».  А буквально накануне очередные тартюфы облапошили очередных оргонов, заманив ветеранов войны со всей России в столицу за баснословным выигрышем аж в десять миллионов рублей. И ведь опять поверили… Действительно, мольеровская пьеса бессмертна!

Жан Батист Поклен написал её в 1664 году, то есть 350 лет назад, и каждая строчка осталась современной… И благородная «болтология» Клеанта, который чешет такими правильными, красивыми, добрыми словами – а действий никаких! – ну точно как у наших депутатов. И «самопрезентации» Тартюфа, который имеет сырно-масляную жизнь просто потому, что знает, на какие кнопочки Оргона нажимать, а разве в этом смысле что-то изменилось – у представителей сетевых маркетингов и прочих сект, у разнообразнейших «быстроденег», у топовых «рукамиводителей», получающих немалые зарплаты ни за что, да и у откровенных мошенников тоже?!

Я уже не говорю об упрямой, даже до готовности порвать с собственной семьёй, доверчивости Оргона – вот и уважаемый пенсионер, приехавший в Москву за миллионами, тайком продал велик внука, чтобы купить билет… На а остальные мольеровские сюжетные интриги и интригующие персонажи – это вообще все мы в любые времена. И влюблённая Марианна, которой уж замуж невтерпёж, – разумеется, только за любимого! И злоязыкая сплетница Дорина – такие в каждом офисе найдутся. И, конечно же, Эльмира, готовая на всё, чтобы спасти свой брак и семейное благосостояние.

С одной стороны, на сцене Новокузнецкого драмтеатра герои и перипетии прямо из хрестоматии, из классической комедии положений XVII столетия, в соответствующих костюмах и с соответствующими шутками… А с другой… Уж очень всё это похоже на то, что мы видим и в чём и сами участвуем в нашем XXI веке! Режиссёр-постановщик спектакля Николай Покотыло признался, что очень трудно было «не впасть в драму» – так серьёзно, почти на надрыве, Мольер представил яростную борьбу своих персонажей.

Ещё бы! Великому и самому изрядно досталось от его совеременников-тартюфов – пьеса ведь долгое время вообще была под запретом. «В «Тартюфе» и сегодня всё интересно, – говорит Николай Покотыло. – Это гениальное произведение вне времени и для каждого времени, потому что ничего не изменилось, и в нашей жизни предостаточно Тёплых местечек для авантюристов, святош, дураков. Только сейчас они носят уже другие одежды и говорят другие тексты – в том числе по ТВ».

Режиссёру вторят и зрители: «Идея не нова, но и не устаревает, к сожалению, когда преуспевают те, кто умеет обманывать и производить впечатление. С наследниками Тартюфа сталкивался, наверное, каждый. Это хамелеон, способный менять свой цвет в зависимости от обстоятельств, то есть человек, играющий окружающими, как марионетками. При этом его считают чистым существом, которого все вокруг пытаются очернить. Так что зло и лицемерие, олицетворённые в Тартюфе, никуда, увы, не делись».

Ещё одно похожее мнение: «Комедия «Тартюф» абсолютно не утратила своей актуальности. Она даже стала ещё злободневнее – посмотрите, какие доверчивые у нас люди, и этим бессовестно злоупотребляют разнообразные мошенники и шарлатаны, ставящие перед собой цель материальной наживы. Эта проблема была во время Мольера, она есть и сейчас, и мольеровских героев можно узнать в речах и поступках общественных деятелей, в поведении окружающих, иногда и в своих знакомых, может быть, даже в друзьях… и в себе самих тоже!»

Да, пока живут на свете… оргоны, у тартюфов будет всё в полном шоколаде. Это их время, и они действуют безбоязненно и нагло. Почти не таятся. Наступают… И часто выигрывают! Это в своей пьесе Мольер вывернул на хэппиэнд (всё-таки комедия!), да и, видимо, очень хотелось гению отомстить тартюфам хотя бы так, с помощью собственного блестящего воображения… А в жизни… Бедные, доверчивые, глупые оргоны теряют и деньги, и квартиры, и здоровье, а бывает, что и саму эту жизнь. А ведь Жан Батист Поклен, тоже в чём-то и Клеант, и даже Оргон – не зря же он играл эту роль в первой постановке разрешённого «Тартюфа»! – свято верил, что его искусство «даёт на сцене приятное изображение общих недостатков и тем самым способствует их исправлению».

В новокузнецком режиссёрском портфеле Николая Покотыло «Тартюф» – второй спектакль. Первым был «Летучий корабль». Он учился игре на кларнете в Московском военно-музыкальном училище, был студентом Российской академии театрального искусства, на театроведческом факультете, в мастерской профессора Бориса Любимова, потом в том же ГИТИСе, в мастерской народного артиста СССР профессора Георгия Ансимова, получил специальность режиссёра музыкального театра и параллельно актёра драматического театра и кино. А его дипломным спектаклем был «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского.

Николай Покотыло руководил Музыкальным театром Республики Карелия, режиссировал в Татарском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, ассистировал режиссёрам из Франции, Англии и Канады, ставил «Кармен», «Свадьбу Фигаро», «Безымянную звезду», «Летучую мышь», «Дети капитана Гранта» и даже рок-мюзикл «Овод» и чеховского «Иванова». А вот теперь «замахнулся» на Жана Батиста нашего Мольера… Получилось и зрелищно, и современно.

 Анастасия Решетова

Седьмой день

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Новости Новокузнецка - самые интересные и важные новости южной столицы Кузбасса. Читайте новости Новокузнецка, и вы всегда будете в курсе того, что происходит в городе.

Свежий номер

Архив

<< < Окт 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 29 30 31