рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

В Доме творческих союзов (МАУ «МКДК Центрального района») раз в месяц собираются в «Литературном кафе» любители поэзии. Очередная встреча была посвящена поэзии Великой Отечественной войны. Вела её Тамилла Борисовна Афузова, с чьим именем связывают литфак Новокузнецкого педагогического института несколько поколений, вышедших из его стен. Её лекция стала для многих слушателей бесценным подарком.

«Вообще тема Великой Отечественной войны имеет лишь одну дату – 1941 год, – говорит Тамилла Борисовна. –  Есть начало, но нет конца. И не будет».

Первый этап развития этой темы – сороковые-пятидесятые прошлого века, когда работали писатели, уже ставшие художниками. Они воевали, писали о войне и продолжили писать после ее окончания. Это всем известные Симонов, Твардовский, Исаковский и целый ряд других. Для них тема войны стала главной. Второй этап – шестидесятые-семидесятые годы, когда в литературу пришли те, кто в шестнадцать-восемнадцать ушел на фронт. Они были смелее, могли сказать ту правду, что во время войны была невозможной, немыслимой. А вот с третьим этапом уже проблемы. Третье поколение – это те писатели, которые знали войну по литературе и кинематографу. И, конечно, начали искажаться какие-то события, додумываться…

Однако у нас есть опыт прежних лет. Гениальное стихотворение о Бородинском сражении написал человек,  родившийся уже после знаменитой битвы, именно он написал «Бородино». Также у нас есть Валентин Распутин с его повестью «Живи и помни». Во время войны он был ребенком и тоже узнал о ней из книг и фильмов. Так что, заверила Тамилла Борисовна, еще появится в новом поколении тот, кто создаст произведение о Великой Отечественной войне на все времена.

Говоря о поэзии того времени, многие вспоминают успехи советской пропаганды.  Конечно же, были и агитация, и пропаганда в разных формах, в том числе и поэтических… Но для чего это делалось? Например, Ольга Берггольц, вынесшая ленинградскую блокаду, позже напишет:

«И мне любой дороже славы,

что я ценой моей зимы

владею счастием и правом

в стихах поставить «я» как «мы».

Во время блокады она получила письмо от незнакомой читательницы: «Я любила вас как поэта. Но что вы пишете о героизме, о подвигах?! Вы не знаете, сколько в Ленинграде спекулянтов, мародеров, сколько предателей? Почему не пишете о них?» Берггольц прочла это письмо на городском радио и обратилась к женщине и ко всем слушателям: «Я писала, пишу и буду писать только о том, что помогает нам выжить! И помогает нам выстоять! Всё остальное потом. Победим, станем сильнее – вот тогда и можно будет подумать о прочем».

Так что да, пропаганда была. И хотя большая часть стихотворений принадлежит той эпохе как документы, есть среди них совершенно особенные, вечные. Одно из них было написано в октябре 1941 года Константином Симоновым – «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». С самых первых дней Великой Отечественной войны в качестве корреспондента газеты «Правда» Симонов оказался на фронте и отступал почти до самой Москвы, отступал вместе с советскими войсками. Его верным спутником и другом был Алексей Сурков, военный корреспондент. Сурков – автор другого знаменитого стихотворения «Землянка». Положенное на музыку, оно стало одной из первых фронтовых песен. Но в 1941 году ни Симонов, ни Сурков,  конечно, не мечтали о славе. Они отступали и думали, что многие их за это ненавидят… Но почти в каждой деревне их провожали со слезами на глазах, благословляли и всё-таки верили в их возвращение и в победу.

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил».

Надежда и вера особенно важны именно в тягостный период поражений. Пройдет совсем немного времени, и советская армия перейдет в наступление, и придет, в конце концов, День Победы…

Подготовил Эдуард Телегин

Студия журналистики «Медиа»

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Фев 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28