рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

«...Кто из дому, кто в дом, кто над кукушкиным гнездом»

В Новокузнецком драматическом театре состоялась премьера спектакля «Полет над гнездом кукушки», поставленного по роману Кена Кизи.

Для начала надо разобраться, что мы имеем в основе. Собственно, кроме самой книги Кизи, которая давно стала культовой, есть еще спорная, но, тем не менее, оскароносная и многими любимая экранизация 1975 года с Джеком Николсоном в главной роли. Так что перед труппой стояла действительно сложная задача – избежать ассоциаций с известной картиной и раскрыть замысел автора. Получилось ли?

Первый и очень важный момент: бережное отношение к первоисточнику. Роман цитируется порой дословно, а поведение героев близко к книжной версии даже в деталях: Хардинг прячет руки, Мартини кривляется и говорит срывающимся голосом, а Макмерфи не расстается со своей бейсболкой.

Пока я наслаждался знакомыми репликами из уст актеров и размышлял, как будут перенесены на сцену масштабные действия вроде рыбалки, стало понятно – увы, никак. Постановка исключила огромные пласты романа. Я надеялся, что их перенесут в диалоги  персонажей… Однако от многих событий просто отказались.  Тем не менее, возникшие пробелы были соединены в ткань повествования достаточно грамотно. Исполнитель главной роли  Роман Михайлов был вполне органичен в образе ирландского задиры и грубияна. В целом все актеры понимали не только как надо играть, но и кого. Однако происходящему ощутимо не хватало массовки. От «хроников», например, не осталось никого, кроме Вождя и прикованного к стене Ракли. Но даже этот персонаж выглядел лаконично и правдоподобно. Если говорить о персонажах второго плана, нельзя не выделить Игоря Омельченко, потрясающе сыгравшего Дэйла Хардинга.

А исполнительница главной женской роли заслуженная артистка России Елена Амосова была настолько убедительна в роли Милдред Рэтчед, что первой эмоциональной реакцией зрителей на нее стала фраза «Схватить и придушить!», отчетливо прозвучавшая в соседнем ряду. Это ли не показатель удачного попадания в образ?

Но финал спектакля получился несколько эмоционально смазанным. Не ощущалось ужаса и обреченности в срывающемся голосе Билли Биббита, звериной ярости Макмерфи к сестре Рэтчед. Ближе к завершению действия актеры словно «зажали» чувства, и это здорово сказалось на восприятии спектакля.

Прошлись по нему и танцы во время каждого из визитов Кэнди. Возможно, с точки зрения режиссера они были необходимы, чтобы показать характер героини, но по тональности всё  же выбивались из спектакля. А интонации Кэнди были настолько неестественными, что хотелось буквально зажать уши: хорошая девочка изо всех сил пыталась выглядеть «плохой», а ведь самой героине не было нужды кривляться.

Плюс постановки – сценография. Удачное и лаконичное решение декораций, прекрасно подобранные музыкальные фрагменты, придающие действиям дополнительное эмоциональное звучание… К интересным и атмосферным деталям относится и то, как были показаны события вне отделения, например, шоковая терапия Макмерфи – с помощью небольшого театра теней. Очень удачная режиссерская находка – эпизод с Вождём Бромденом, когда его внутренние переживания были переданы с использованием проектора, транслирующего на сцену просторы степей, горы, летящих  птиц…

К сожалению, этот герой остался практически без судьбы. Зрители лишились истории персонажа,  полностью исключены размышления Вождя, важные для общего замысла. Даже просьба снова сделать его большим, адресованная Макмерфи, потеряла метафоричность… Тот случай, когда герою не досталось реплик…
Палитра зрительских чувств и мнений после премьерного показа была не слишком обширной, но вполне лестной, ее можно выразить фразой одной из зрительниц: «Очень интересно! Есть над чем посмеяться, есть кого пожалеть…»

И правда, может, из-за магии самой истории, созданной Кеном Кизи, может, из-за энергетики театра равнодушным остаться крайне сложно.

Вот только оригинальный роман поднимал множество тем, из которых мало что было затронуто в спектакле. Да, показано противостояние человека системе, но острота этого конфликта, отчасти из-за усечения характера Вождя, не ощущалась…

Я бы посоветовал всё-таки перед просмотром спектакля обратиться к книге Кизи тем, кто с ней еще не знаком. Прочитайте, и вы получите пищу для размышлений на темы, о которых вы, возможно, даже и не задумывались, во всяком случае, под таким углом.

А спектакль «Полет над гнездом кукушки», при всех своих особенностях, совершенно определенно – украшение нынешнего театрального сезона в Новокузнецке. 

Виктор Яковлев

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Апр 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30