рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Военное детство

...В 1941 году, когда началась Великая Отечественная Война, мне уже было семь лет, и 1 сентября я должен был пойти учиться в первый класс.

Наша семья жила в г. Томске. Отец – военврач 3-го ранга (равнозначно воинскому званию капитан) – в мае был призван на лагерные военизированные сборы, которые проходили в г. Юрга Кемеровcкой области. В солнечный воскресный день 22 июня мы втроём – бабушка, старшая сестра и я – отправились в кинотеатр на просмотр первого советского цветного кинофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки». К нашему возвращению мама приготовила обед, и мы, усевшись за стол, из черной бумажной радиотарелки, висевшей на стене, услышали заявление наркома иностранных дел Вячеслава Михайловича Молотова о начале войны с фашистской Германией. Для меня это было неожиданным, поскольку я уже хорошо умел читать и с удовольствием разглядывал в газетах фотоснимки и сообщения о советско-германских переговорах и заключении пакта о ненападении. В те годы в печати также было много материалов, посвященных мощи Красной Армии, нашим прекрасным командирам, генералам, маршалам. Поэтому в первые дни после начала войны в наших удаленных от фронта сибирских городах была атмосфера некоторой эйфории. Мечталось о быстрой победе, мы, мальчишки, сожалели о том, что не доросли до призывного возраста, завидовали уходящим на войну взрослым парням нашего двора. Мы были уверены, что они скоро вернутся домой, да еще с плененным Гитлером.

Мой отец в составе Томской дивизии отбыл на фронт 27 июня, а мать – тоже военврач 3-го ранга – стала заместителем начальника одного из томских эвакогоспиталей. Вот из этих госпиталей и стали приходить первые вести о тяжелых боях, многочисленных убитых и раненых.

Начался мой первый учебный год с того, что перестали приходить письма от отца. Его воинская часть попала в окружение под Смоленском. Потянулись тягостные дни ожидания плохих вестей. Как-то в Томск приехал на побывку некий полковник Александров, который видел отца живым в поселке перед переходом через линию фронта. Потом пришла телеграмма-«молния» (были тогда такие срочные отправления), которая шла до нас почти полгода. Там сообщалось, что отец вышел-таки из окружения, и его часть находится на переформировании. Впоследствии такие периоды долгого отсутствия вестей с фронта повторялись. Они были связаны то с излечением после ранения, то в связи со скрытным перемещением войск перед наступлениями. Независимо от причин, отсутствие вестей с фронта были очень тяжелыми периодами в каждой семье и всегда связаны с ожиданием «похоронки». Забегая, вперед, скажу, что отец вернулся домой в январе 1947 года с орденами, медалями, благодарственными письмами от Верховного Главнокомандующего за участие в освобождении городов Советского Союза, взятии городов на территории Германии и ее союзников.

Моя мать работала в госпитале по двенадцать часов. Приходила домой, когда мы уже спали, а уходила на работу, когда мы еще спали. Возвращаясь поздно, мать безвозмездно и безотказно шла оказывать медицинскую помощь больным нашего и соседних домов. Это было для нас прекрасным примером бескорыстного служения своему делу в самых трудных условиях. В редкие выходные дни мы наконец-то встречались, а иногда приходили в госпиталь посмотреть с ранеными бойцами кинофильм. Нам в школе постоянно говорили учителя о том, что наш вклад в победу над врагом – это хорошая и отличная учеба. В те годы знания оценивались не баллами а, так называемыми отметками: «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо» и «очень плохо». Кроме этого, уже начиная с 1-го класса, все школьники принимали участие в сборе урожая картофеля и других овощей до самой поздней осени.

Уже в начале  зимы 1941 года были установлены ограничения на продажу всех продуктов, введена карточная система. Призыв: «Всё для фронта, всё для Победы» – мы, младшеклассники, познали через ежедневное недоедание, начиная с первой военной зимы. Отдавая все, что было возможно из продуктов питания мне и сестре, наша мама похудела за время войны на 48 кг. Но нельзя сказать, что государство забыло о детях. Для детей фронтовиков было организовано ежедневное одноразовое бесплатное питание в столовых по талонам. В дни занятий в школе нам выдавали по кусочку хлеба и немного нерафинированного сахара коричневого цвета…

Зимой 1941 года в Томске появились первые семьи, эвакуированные из мест, где проходили бои. Их подселяли в квартиры коренных томичей. Это называлось «уплотнением». Такие семьи до 1944 года жили в нашей квартире. Взрослые нам подавали пример соучастия и дружелюбного отношения к людям, которых коснулось военное лихолетье, и мы дружили с приехавшими детьми.

Обесценились деньги. На месячную зарплату матери и «фронтовые» отца, выплачиваемые местным военным комиссариатом, можно было купить четыре булки хлеба или два килограмма сливочного масла или четыре литра молока. Выручал «второй хлеб» – картофель, а летом еще и дикорастущая зелень.

Часто в домах отсутствовало электроосвещение и приходилось готовить уроки при свете так называемых «коптилок» – небольших бутылочек с керосином и вставленным фитилем. Перестала работать система централизованного водоснабжения. За водой ходили на водокачку – высокую водонапорную башню. Заготавливали для домашних печей дрова, научились их распиливать и раскалывать без участия взрослых. Но мы не унывали: ходили с выступлениями для раненых по госпиталям, участвовали в сборе вещей для красноармейцев, любили набиваться в кинотеатры, смотреть выпуски фронтовой кинохроники. Очень нам нравились такие фильмы, как «Два бойца», «Нашествие», «Антоша Рыбкин» – единственный цветной фильм военного времени, «Небесный тихоход». Когда в начале 1945 года мы посмотрели кинофильм «В 6 часов вечера после войны», то вышли из кинозала с ощущением, что вскоре такая встреча может состояться не только на экране…

Каждый день мы с нетерпением ждали вечера, когда диктор всесоюзного радио Юрий Левитан зачитывал Приказ Верховного главнокомандующего с благодарностью войскам, участвовавшим в освобождении или овладении тем или иным населенным пунктом, и слушали залпы салюта в честь этого.

Война затянулась надолго, и в Томске, как и во многих других городах, школы разделились на мужские и женские. Это произошло, когда я учился во втором классе. В мужских школах большое внимание уделялось военной подготовке, и мы взрослели не по дням, а по часам. Я учился в мужской неполной средней школе № 7 г. Томска. До войны в ней была система центрального отопления, которая в 1942 году вышла из строя. Помню очень холодные зимы 1942-1943 гг. (температура понижалась до –65 градусов). В менее холодные дни мы приходили в школу, сидели на уроках в верхней одежде. Писать что-либо было невозможно: мерзли руки. Чаще всего наши героические учителя читали нам книги, в основном, произведения таких классиков, как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Горький. Но однажды, в конце третьей четверти, все-таки пришлось писать контрольные работы по арифметике и русскому языку. Ухитрялись писать в рукавичках быстро, чтобы чернила не замерзали в чернильницах. Счастливчиками и обеспеченными людьми считались те ученики, которые имели тетради или их подобие. Основная масса учащихся использовала для записей прочитанные газеты.

В 1945 году я закончил 4-й класс. Тогда это считалось одной из ступеней образования, и после сдачи четырех экзаменов (русский язык, арифметика, история, география) получил свой первый аттестат о завершении начального образования. Это было уже в июне, а до этого был великий праздник – День Победы. В Томске стояла дождливая погода, но после выступления по радио И.В. Сталина, объявившего о капитуляции германских вооруженных сил, все устремились на центральную площадь города и пробыли там целый день.

Я помню, что реакция на известие о победе была разная: те, у кого родные не погибли на войне, – ликовали, родственники погибших горевали, вспоминая о потерянных близких, и не находили повода для радости.

Война, даже во имя защиты Отечества, всегда приносит мучительные страдания людям. Как всегда самыми незащищенными являются дети. И все же у войны есть оборотная сторона «медали»: битва во имя защиты Отечества воспитывает у всех возрастных групп населения страны чувство патриотизма, сплоченности и дружбы, гуманизма, взаимовыручки, сострадания к чужим людям. Дети Великой Отечественной войны, будучи обделенными родительским вниманием, быстро взрослели, брали на себя ответственность, учились на примерах бескорыстного, самоотверженного труда взрослых для достижения главной цели – победы над врагом.

Дети войны сыграли в последующем большую роль в области освоения космоса, целины, сооружении крупных промышленных объектов. Детьми войны были Юрий Гагарин, Герман Титов, Алексей Леонов и другие космонавты, лауреат Нобелевской премии физик Жорес Алферов и многие соотечественники, оставившие значимый позитивный след в истории нашей страны.

Изучение воспоминаний детей военных лет, несомненно, сможет обогатить и сделать более объективной и полной картину событий Великой Отечественной войны, извлечь уроки для будущего.

Марк Борисович Школлер, доктор технических наук, профессор СибГИУ

Кузнецкий пенсионер

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Март 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31