рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Если хочешь летать – просто лети...

Все Божьи дети могут рисовать. На вырванном из тетради листке, в уголочке окна, у себя в голове, на ткани. Главное – делать это так, как будто на тебя никто не смотрит, как будто тобою любуется весь мир. А внутренний ангел, который есть у каждого человека, сам будет водить твоей рукой. И нет никаких ограничений. Мир можно увидеть таким взглядом, каким хочешь. Так считает Ирина Белова, создающая удивительные миры в технике батика. В Кузнецкой крепости работает её персональная выставка. На афише – якутский Икар… с деревянными крыльями. Но если ты мечтаешь летать – всё равно, из чего сделаны твои крылья. А если хочешь носиться по весенней тайге, в поисках подружки, лёгкий от предчувствия любви, как нарисованный Ириной лось, у тебя, конечно же, должно быть много-много… ног. Это же естественно!

– Ирина, чистота и нежность вашего взгляда на мир, они откуда?

– Видимо, из детства. Я ведь выросла в деревне, а там энергии земли и солнца такие, какие они были изначально, неискажённые, лёгкие, так что всю тебя пронизывает светлое счастье. Жила я с мамой, бабушкой и дедом в Казанково. Бабушка у меня удивительная! Она с Вологодчины, как и весь её род, воевала, потом странствовала с дедом по всей стране. Они железнодорожные пути прокладывали… и рожали детей. Так получилось, что их конечной станцией и оказалась эта деревня. У них большая семья – настоящая, деревенская. Четверо детей, восемь внуков. Все собирались у бабушки. Огород один на всех, где надо всё время работать, картошка, семейные праздники. Я и не представляла, что бывает как-то по-другому – без семьи, без труда, без красоты, которая тебя окружает. У бабушки с дедом был уникальный дом – не только большой, пахнущий деревом, ещё и весь кружевной! Бабушка-то с Вологодчины, а этот край знаменит своими кружевницами. Мою прабабушку все в округе знали – она ещё на коклюшках плела. А бабушка уже только крючком. А как она вышивала! И гладью, и крестом. Много красивого кружева, много вышивок – вот что меня с детства окружало. А у деда была столярная мастерская с маленькой печкой – он там мебель мастерил. Я до сих пор точно чувствую этот тёплый, родной, ни с чем несравнимый запах клея и дерева, когда я к деду пробиралась и тихонько сидела, смотрела. И что такое прялка я ещё маленькая знала – ткацкого станка у бабушки уже не было, а вот стадо овец они с дедом держали. Надо было их стричь, вычёсывать шерсть, а бабушка потом пряла.

– Вы, наверное, ещё в детстве мечтали стать художницей?

– Нет, об этом как-то не думалось. Я ведь воспринимала всю красоту, теплоту и радость окружающего мира, бабушкиного дома, нашей большой семьи, как данность, что это так у всех. Просто жила, росла, в школу бегала, книжки читала. Выучилась на бухгалтера и работала по специальности. Причём никаких метаний и какого-то недовольства жизнью я не ощущала, хотя всегда тянулась необыкновенному, дивному, что передаёт краски этого мира и ещё то, что находится внутри самого человека. А однажды попала на выставку батика Людмилы Бабкиной и влюбилась в это искусство с первого взгляда. Как током пронзило. Сразу же поняла: я хочу этому научиться. Это моё! Мне повезло с хорошими учителями – со мною и Людмила Борисовна занималась, и Игорь Бессонов. А ведь я ничегошеньки не знала и не умела – ни композиции, ни рисунка, ни техники батика. Но эти удивительно одарённые люди совсем не жадничали – всем со мной поделились. Вот так и перевернулась моя жизнь – за один день. Видимо, те энергии, которые я получила в детстве, просто дремали до этого времени, наверное, вырастали внутри, как растёт дитя под сердцем матери, и вдруг начали толкаться, а не обращать на такое внимание немыслимо – рождение ребёнка происходит, когда этому приходит срок. Мне тогда 29 лет было, только старшего сына родила, а сейчас ему одиннадцать. Кому-то это странным покажется. Была ведь нормальная профессия, ребёнок такой маленький. Какой тут может быть батик! Но я уже не могла оставить всё, как есть. Это было невозможно. Рисовать на ткани стало смыслом моей жизни. Я и в Непал за этим ездила, жила там три месяца, изучала живописный батик. Хотелось понять, как такие яркие, радостные цвета можно сделать самой. Много интересного узнала и про технику, и про натуральные красители, которые изготавливают из местных, буйных красками растений. А удивилась и обрадовалась больше всего тому, что в Непале – мастера, а у нас – художники. Там это ремесло, передающееся из поколения в поколение. Это способ заработать – сейчас в основном, конечно, на туристах. А у нас – душа. Она может петь, смеяться или плакать – всё это получится в батике.

– Но почему именно батик, а не что-нибудь народное, русское – ведь и в деревне вы выросли, и прабабушка знаменитой кружевницей была?

– Да, считается, что батик – это совсем из другой части света. Древние египтяне расписывали ткань, перуанцы, китайцы, индийцы, индонезийцы. А само название этого искусства происходит от слова анбатик. На языке жителей индонезийского острова Ява – это писать, рисовать. В Индии такой способ окраски ткани назывался бандхана и лахерия. В Китае – лацзе. В Японии – рокэти… А в России – кубовая набойка! Причём история русского «батика» насчитывает не меньше одиннадцати веков. Уже тогда вырезали на досках узоры, смачивали доски краской из чанов-кубов и, накладывая на ткань, простукивали деревянными молотками, чтобы набить рисунок, а для создания узоров использовали смеси пчелиного воска и смол. Так что старинная русская набойка очень близка батику даже по технике. У нас этим целые деревни занимались: ткали, красили, летом выполаскивали. Это был сложнейший процесс. Видимо, оттуда русские фамилии Красильниковы, Синильниковы. Краску брали синюю, индиго, а искусные синильщики и красильщики могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до светло-голубого, создать любой узор. Потом из «синюхи», как она называлась, шили праздничную и будничную одежду, головные уборы, скатерти, даже обувь. Да и по своему сакральному назначению русская синюха ничем не отличается от явайского, индийского, перуанского, древнеегипетского батика. Роспись ткани у древних народов и цивилизаций была выражением поклонения богам, разговора с ними, просьб помочь, спасти, помиловать. Каждое такое полотно было наделено волшебной силой, а каждый узор имел своё значение. В Индонезии ни один ритуальный обряд не обходился без батика и завёрнутого в него кинжала-криса. Вместе они воплощали единство мироздания, где батик был женским началом, а крис – мужским. Узоры русской кубовой набойки такие же. Они тоже о Боге и человеке, о вечном круговороте рождений и смертей, о чуде жизни, красоте и гармонии мира. Они защищали, давали здоровье, силу и богатство. Даже цветовая гамма похожа. На Руси – сине-голубая, а на Яве – сине-коричневая. Сдержанная по цвету, но зато просто потрясает разнообразием и многозначностью древних сакральных орнаментов.

– В доме купца Фонарёва открыта выставка, где много работ ваших учениц. Получается, что бывшая бухгалтерша стала учительницей рисования на батике?

– Когда ты наполнен, это невозможно оставлять внутри только для самого себя. Если у тебя что-то есть, чего у других, возможно, нет, надо обязательно поделиться. Пусть это будет краюха хлеба или какое-то знание, умение. Дающему всегда воздаётся. Обрадовал ты кого-то, одарил своим теплом, и в твоей жизни начинают происходить события, которые приносят тебе новую радость, теплоту, счастье. Я стараюсь жить именно так. Уже несколько лет обучаю всех, кто этого хочет. Сначала в доме творчества в Сидорово, а в деревне до сих пор столько самородных талантов, и руки у них растут, откуда надо! Потом давала уроки декупажа в новокузнецкой галерее «2Суворова», а после окончаний занятий предложила своим девочкам, кому интересно, научиться рисовать на ткани. Все остались. Сейчас нас приютила Гоголевка – занимаемся раз в неделю в библиотечном филиале на улице 25 лет Октября. Самым сложным оказалось настроить, как надо, художественное мышление, чтобы видеть, понимать и чувствовать не избитыми стереотипами, что солнышко всегда жёлтое, а травка зелёная. Но этот мир может быть каким угодно, как ты сам захочешь на него взглянуть! А ещё мы учились придумывать собственные, никем и никогда не придуманные истории. Поэтому каждая работа, выставленная в доме Фонарёва, – это как новый мир, непохожий ни на один другой, в чём-то фантастический, даже сказочный, но ещё и реальный, соединивший то материальное, что нас окружает, с внутренним, духовным «я» своей создательницы. Потому что есть многое на свете, что и не снилось нашим мудрецам. Кто-то называет это нечто интуицией, кто-то – Богом. А я тем ангелом, который живёт внутри человека и всю жизнь оберегает и помогает каждому из нас. Именно так и родилась серия «Ангелы» – все ангелы в ней такие же разные, как и девочки, которые их рисовали. Да и художественный почерк у каждой из них свой собственный – ни с каким не спутаешь. Очень обидно, что на выставке нет людей, нет к ней интереса. А ведь все работы хорошие, достойные. Они любой интерьер украсят. А главное – мы ведь решили все средства от продажи батика и флористики отдать на реставрацию старинных икон Спасо-Преображенского собора. Неужели это не получится?!

– Выставка в доме купца Фонарёва работает до 27 апреля – надеюсь, что к вам ещё придёт много людей и раскупит все картины, чтобы иконы были отреставрированы!

Записала Инна Ким. Фото Владимира Шабанкова.

Седьмой день

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Апр 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30