рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Здоровья ради

В службу Роспотребнадзора зачастую поступают обращения граждан на нарушения прав потребителей при покупке изделий медицинского назначения, к коим относятся: медицинская техника, включая инструменты, оборудование, медицинские приборы и аппараты, изделия из резины, текстиля, стекла, полимерных и других материалов, предназначенные для профилактики, диагностики, лечения заболеваний в домашних условиях, а также для реабилитации и ухода за больными; оправы для корригирующих очков и линзы для коррекции зрения; изделия протезно-ортопедические и т. д.

О том, что в связи с этим следует знать, и каковы основные особенности приобретения изделий медицинского назначения, мы попросили рассказать ведущего специалиста-эксперта по вопросам защиты прав потребителей Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе Наталью Дягиль.

– Наталья Николаевна, скажите, пожалуйста, что должно быть доведено до сведения потребителя при покупке вышеназванных изделий?

– В первую очередь, покупателю необходимо всегда помнить, что по закону каждый имеет право на информацию. То есть продавец до заключения договора розничной купли-продажи товара, в том числе и в момент доставки (при продаже изделия дистанционным способом), обязан довести до сведения покупателя (в письменной форме и на русском языке) наименование изделия, технического регламента или иного обозначения, свидетельствующего об обязательном подтверждении соответствия товара; сведения об основных потребительских свойствах товара (действии и оказываемом эффекте), его назначении; цену в рублях и условия приобретения товара; сведения о гарантийном сроке, если он установлен, сроке службы, правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара; местонахождение (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), местонахождение (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара – наименование страны происхождения товара. До сведения потребителя продавец обязан довести и информацию о подтверждении соответствия товаров требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя; сведения о правилах продажи товаров и об ограничениях (противопоказаниях) для применения.

– В чем заключаются особенности реализации изделий медицинского назначения?

– При продаже медицинских изделий в аптечных пунктах и иных магазинах изделия до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку, осмотр товара, проверку его качества (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе (поставщике).

Предпродажная подготовка изделий медицинской техники включает при необходимости также удаление заводской смазки, проверку комплектности, сборку и наладку.

– А на что чаще всего жалуются потребители?

– Из обращений граждан мы видим, что чаще всего это касается реализации медицинских изделий населению вне стационарных мест торговли, в том числе и по месту проживания граждан (на дому), то есть в форме разносной торговли, которая осуществляется через систему распространителей (продавцов) или путем заказа по телефону и доставки курьером.

Здесь стоит отметить, что разносная торговля такими видами товаров законодательством не запрещена. Однако, как правило, нарушения при дистанционной продаже изделий медицинского назначения связаны с предоставлением недостоверной и вводящей в заблуждение потребителя информации о товаре, продавце (изготовителе), с отсутствием информации о противопоказаниях для применения, а также возможности ознакомиться с особенностями применения изделия (проверить работоспособность товара) до заключения договора купли-продажи. Потребители в подобной ситуации лишаются возможности правильного выбора. В итоге, а чаще всего это случается с социально незащищенными гражданами – престарелыми людьми, инвалидами, имеющими многочисленные заболевания, – за довольно крупную сумму приобретается либо абсолютно ненужный товар, либо его использование может быть вообще противопоказано, либо данный аппарат не окажет лечебного эффекта ввиду пожилого возраста потребителя и наличия возрастных хронических заболеваний, либо его использование может привести к ухудшению самочувствия гражданина.

– Стоит ли пожилым людям, заказывающих что-либо через Интернет или по телефону, так уж доверять консультантам на том конце провода?

– Нет, тем более, когда вопрос касается дистанционной покупки товаров медицинского назначения. Во время консультирования по телефону неизвестные лица, которые представляются и докторами медицинских наук, и профессорами известных медицинских институтов, дают якобы профессиональные рекомендации по лечению и применению аппарата, к тому же они никак не могут знать о состоянии здоровья потребителя и наличии у него каких-либо заболеваний, что увеличивает риск причинения вреда его здоровью.

– Наталья Николаевна, давайте четко обрисуем, на что стоит обращать внимание при покупке изделий медицинского назначения на дому, по месту работы и учебы, в транспорте, на улице и т. д.?

– В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г. «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…», при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя – вне стационарных мест торговли – представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.

При продаже товаров посредством разносной торговли представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

Еще до передачи денег продавцу потребителю следует внимательно изучить паспорт (инструкцию) изделия, в том числе сведения о противопоказаниях.

– Скажите, а на что потребитель имеет право вне зависимости от порядка приобретения изделия: в аптеке или на дому?

– Он имеет право лично или с помощью представителя продавца ознакомиться с изделием, правилами его использования и удостовериться в работоспособности аппарата. Вместе с товаром покупателю должен передаваться товарный чек, где указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.

Важно знать, что большинство изделий медицинского назначения надлежащего качества не подлежат возврату или обмену в течение 14 дней. В Правилах продажи отдельных видов товаров содержится перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, в который включены медицинские инструменты, приборы и аппаратура.

Жителям нашего города и Новокузнецкого района по вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, а также помощи в составлении проектов претензий, исковых заявлений и жалоб можно обращаться непосредственно в наш территориальный отдел Роспотребнадзора по адресу: 654007, г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 21; тел.: 8(3843) 74-30-97, электронная почта: novokuznetsk@42.rospotrebnadzor.ru, а также в отдел консультационных услуг для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» по адресу: 654034, г. Новокузнецк, ул. Обнорского, 76, каб. № 9; тел.: 8(3843) 36-86-89.

Урегулирование споров с продавцом

  •          Если потребителю при заключении договора (в момент доставки) не была предоставлена полная и достоверная информацию об изделии, в связи с чем он не имел возможности ознакомиться с изделием (проверить его работоспособность), то покупатель вправе отказаться от заключения договора, а если договор уже был заключен, то отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и  возмещения убытков.
  •          Продавец, не предоставивший покупателю полную и достоверную информацию о товаре, также несет ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
  •          При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации об изделии, в частности, о противопоказаниях для применения, потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда.
  •          Если потребителем обнаружены недостатки, он вправе обратиться к продавцу с требованиями замены изделия на аналогичный товар; соразмерного уменьшения покупной цены товара; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление продавцом или третьим лицом; расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы и полного возмещения убытков.
  •          Для того, чтобы зафиксировать факт и дату обращения к продавцу, потребителю необходимо подать письменную претензию в адрес продавца в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается руководителю или  другому должностному лицу  продавца, на втором ставится отметка о получении: дата получения, фамилия, имя, отчество, должность и роспись лица, принявшего заявление, печать. Второй экземпляр заявления с отметкой о получении хранится у потребителя.
  •          В случае, если продавец отказывается принять претензию, ее необходимо отправить в адрес продавца  по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Уведомление о вручении будет впоследствии служить  доказательством получения адресатом требований потребителя.
  •          Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора купли-продажи (ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 28 Правил продажи отдельных видов товаров.

ВАЖНО!

В случае неудовлетворения требования покупателя, изложенного в претензии, он имеет право обратиться с жалобой в ТО Роспотребнадзора, а также с исковым заявлением в суд – в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 «Закона о защите прав потребителей».

В случае подачи искового заявления в суд потребитель также в целях защиты своих нарушенных прав может обратиться в ТО Роспотребнадзора для привлечения его в качестве государственного органа для дачи заключения по делу и участия в суде (п. 5 ст. 40 «Закона о защите прав потребителей», ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ).

 Елена Валерьева

Седьмой день

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Май 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 27 28 29 30 31
Где купить кондиционер в Самаре