рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Берестяная сказка

В доме купца Фонарёва на улице Водоподная, 19, открылась выставка «Берестяная сказка» – такая же тёплая, светлая и волшебная, как и материал, из которого изготовлены её чудесные экспонаты. Но что такого удивительного можно смастерить из бересты? Лапти? Туесок? Берестяную грамоту?Наши предки умели всё! Летом бегали в берестяных босяках, которые надевались на босу ногу.

 По ягоды – с берестяными набирушками. По грибы – с берестяными пестерями-рогачами. Детский делали на ведро, женский – на два, мужской – на три. Младенцев укачивали в переносных берестяных колыбелях, давали им берестяные погремушки-шаркунки, бывшие ещё и оберегами. Свои первые игрушки – мячики и лодочки – дети сами мастерили из бересты. Из неё делали пастушьи рожки и жалейки. А на продажу в город выплетали берестяные сумочки, чемоданчики, корзиночки, портфели, ящики и карманные портпапиросы-портсигары. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге был выставлен костюм со шляпой, пиджаком, штанами, сапогами, и всё – из бересты!

Вот с таких нехитрых практичных поделок – туесков да солонок, бус и ободков – начинают свой путь в берестяную сказку ученики Татьяны Васильевны Фокиной, ведущей на станции юных техников № 2 собственное творческое объединение с говорящим названием «Берестяное кружево». Всего за 14 лет, в течение которых она занимается этим декоративно-прикладным творчеством с детьми, берестяной грамоте у Татьяны Васильевны выучились сотни учеников – в основном, конечно, это девочки от 12 до 17 лет. Девчоночьи работы всегда отличишь – они нежные, с множеством затейливых украшений – мужская рука совсем другая. Есть по-настоящему талантливые – скульптурные композиции, навеянные русскими сказками, или, например, взъерошенный совёнок… И как такое чудо можно было смастерить из бересты?!

Чтобы работать с этим тёплым шелковистым материалом, сложного оборудования не надо. Чеканы, стамески, резаки… Всё, как века назад. Вот только за этими и множеством других, на первый взгляд, простых инструментов приходится ехать на Алтай, где живёт единственный мастер-кузнец, который берётся их выковать! Татьяна Васильевна преподаёт своим ученицам традиционные техники – резьбу, плетение, теснение. Создавая волшебные шедевры из бересты, они, как правило, используют их сочетание. Но до того, как приступить к чистому творчеству, все без исключения мастерят множество всевозможных маленьких изделий практического назначения – заколки, солонки… В берестяной кружке любой напиток становится вкуснее, берестяной ободок помогает избавиться от головной боли, бусы – от ангины, серьги – от отита… Работа с берестой требует большой кропотливости. Это труд. Причём нелёгкий. Так что Татьяна Васильевна то и дело объявляет физминутку, чтобы дать уставшим детским пальчикам отдохнуть.

Семь тысяч лет до нашей эры, эпоха мезолита, повсеместное освоение северных территорий: у холодных лесных ручьёв выложенные берестой ямы с остатками рыбы, рядом наковальня из зелёного валуна, на которой делали орудия из кремня, и простой берестяной туес, куда их складывали. III тысячелетие до нашей эры: в погребении – человек, завёрнутый широкий трёхслойный берестяной «туес». Рюриково городище, IX век: свыше 4000 фрагментов берестяных изделий, украшенных тиснением, резьбой и росписью, крыши и стены из бересты. ХII век, Соловецкие острова, погребальный курган саамов Беломорья: все части тела погребённого, лежащего в позе зародыша на овальном ложе под грудой камней, обёрнуты берестой… У всех древних цивилизаций быт и магия были сплетены так тесно, что и не разберёшь, какую берестяную ленту брали вначале! В течение тысячелетий наши предки поклонялись берёзе, как главному обережному дереву, в берёзовых рощах на речных берегах обитали зеленокосые лесные богини, а старшей над ними была сама матриархальная Великая Мать Берегиня – создательница всего сущего, подательница жизни. Берёза, берег, оберег – это ведь всё однокоренные слова!

В 90-е годы, когда детские сады закрывались один за другим, воспитательница Татьяна Васильевна Фокина стала педагогом дополнительного образования, начала заниматься с детьми декоративно-прикладным творчеством, а о том, что можно делать из бересты, узнала на курсах новосибирской мастерицы… Береста её сразу покорила! Да и недостатка в исходном материале никогда не было – рядом с посёлком Высокий, откуда Татьяна Васильевна родом, берёзовые рощи просто сказочные. Заготавливать бересту и для собственных работ, и для творчества учеников ей помогает муж – это тяжёлый труд, не для женских рук. В лес он идёт, когда в деревьях прекращается движение сока, но этих самых соков берёзы ещё полны. Каждый год надо примечать, какая нынче весна – ранняя, поздняя. И много чего ещё – это тоже своего рода магия. Тогда береста – чистая, блестящая, прочная – хорошо вытягивается, с трудом разрывается. Только снимать её нужно умело, чтобы не повредить следующий слой коры – зазелень. А потом пластины надо подравнять, очистить, разделить на слои, нарезать на полосы… И только потом – после многочасового кропотливого «волшебства» – на свет появляется берестяная сказка!

Береста была излюбленным материалом мастеров всех лесистых губерний Российской империи, а особенно у народов Севера и Сибири. В огне она, конечно, горела, но в воде не тонула, не мокла, не портилась, не рвалась… Вот такие удивительные свойства! В позапрошлом веке занимавшихся бурачным промыслом – так называли берестянщиков – насчитывалось 115 тысяч человек. Знаменитые центры берестяной резьбы находились в Вологодской, Нижегородской, Архангельской… и Томской губернии, а в неё в своё время входил и уездный городок Кузнецк, ставший в прошлом веке Новокузнецком… Так что Татьяна Васильевна Фокина и её ученики, создающие сегодня свои берестяные сказки, продолжают добрые традиции живших в наших краях людей!

Инна Ким

Седьмой день

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Июнь 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 27 28
29 30