рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

И волшебство, и вдохновенье

Почти сорок лет назад он собрал первый состав своего первого хора. В 2008 году благодаря этому человеку у нас в городе появился региональный фестиваль хоровой музыки «Кузнецкая земля». Заслуженный деятель искусств России Сергей Алексеевич ЛИПОВОЙ является дирижёром, хормейстером и маэстро сразу четырёх хоров Новокузнецка. Новокузнецкий муниципальный камерный хор в следующем году отметит четвертьвековой юбилей. Почти столько же концертному хору «Консонанс» Культурного центра ЗСМК, чьё руководство хормейстер Липовой принял больше десяти лет назад. Хор Новокузнецкого колледжа искусств, где Сергей Алексеевич преподаёт, всего на несколько лет младше, и многие, кто пел в нём, послушные лёгкой руке маэстро, идут учиться дальше – в консерватории Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара. Ну а свой самый младший хор – только из женских голосов! – он создал в 2007 году из студенток Кузбасской государственной педакадемии. И супруга Сергея Алексеевича, и дочь – хормейстеры и дирижёры, работают в колледже искусств. Растут внуки – старший из трёх мальчишек, Максим, учится на музыкальном отделении городской детской школы искусств. Каждый день Сергея Алексеевича Липового наполнен волшебством и вдохновением музыки – превращающей многоголосие в потрясающий хор, как река, что становится широкой, сильной, прекрасной, собирая в единое целое звонкие ручьи!

 

– Новокузнецкий муниципальный камерный хор вместе с Губернаторским камерным хором Кузбасса исполнили два волшебных концерта, посвящённых столетию со дня рождения Георгия Свиридова, – и в гостях, и дома. Как появился этот творческий союз?

– Важная особенность свиридовской музыки – её сверхисторичность и при этом современность. Она – о России, какой наша страна была, есть и будет. Георгий Васильевич – музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования! – аккумулировал всё самое главное, ценное, незабвенное, неумирающее, истинно русское. Он глубоко понимал и переживал величие и драматизм эпохи, в которую существовал, судьбу России, которую искренне любил. Поэтому в его хоровой музыке – и духовные православные песнопения, и народный фольклор, и интонационный язык революционных песен, маршей, даже ораторских речей, составлявших звуковой материал того времени. А из этого всего выросла невиданная сила и красота, духовная мощь и проникновенность, которую мы постарались выразить в нашем совместном концерте. Такая договорённость существовала давно – ещё весной в Кемеровской филармонии, где «квартируются» наши коллеги из Губернаторского камерного хора, стартовал областной фестиваль в честь Георгия Васильевича Свиридова. Второго октября мы вместе дали концерт в Кемерове. Ответный – в Новокузнецке – состоялся 11 октября. Свиридовские произведения, которые мы исполнили, я считаю знаковыми, важными и для понимания гения Георгия Васильевича, и для постижения прошлого, настоящего и будущего нашей страны. «Наша Родина – Россия» на стихи Александра Прокофьева стала эпиграфом ко всему концерту. В первом отделении мы исполнили изумительные хоровые полотна, чистые и возвышенные, вдохновенные и одухотворённые, эпохальные и драматичные. Это три хора «Молитва», «Любовь Святая» и «Покаянный стих» из музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», две монастырские стихиры для мужского хора «О мытаре и фарисее» и «Заутро услыши глас мой», «Ясные поля» на стихи Александра Блока из хорового цикла «Песни Безвременья», три старинные песни Курской губернии «Дунай и Китай», «Соловей кукушечку подговаривал» и «Три мыла», «Запевка» на стихи Игоря Северянина. Во втором отделении прозвучали десять великолепных хоров «Пушкинского венка», удивительно соединившие гармонию и радость жизни с проникновенным размышлением наедине с вечностью.

– Чья публика была восприимчивее и отзывчивее?

– Кемеровские зрители, как и положено по классическим канонам, не хлопали, пока мы не заканчивали произведение полностью – все три хора, две стихиры, три песни, все десять частей «Пушкинского венка». А новокузнечане не выдерживали и начинали аплодировать, не дожидаясь, когда можно «бисировать». Но такое живое, искреннее, непосредственное восприятие – чтобы эмоции захлёстывали! – как раз более чем уместно на свиридовском концерте. Именно так и надо петь и слушать музыку Георгия Васильевича. Она ведь о том, что значимо для любого человека, и поэтому глубоко проникает нам в душу. Даже создавая самые трагические свои вещи, он стремился достичь максимального душевного света. Такой свет есть в каждом свиридовском хоре – в том же «Пушкинском венке», где человеческая жизнь взята от её рассвета до заката, а пронзительное размышление о старости пробуждает душу устремиться к возрождению. Эта одухотворённость, глубина, контрастность, мощь рождали у новокузнецких зрителей несмолкающие аплодисменты, бурную, очень эмоциональную реакцию. Когда я стоял у дирижёрского пульта, энергия свиридовских произведений точно пламенным током проходила по пальцам, соединяясь с энергетикой зала, хора, оркестра. Наверное, из-за этого все мы, и кто дирижировал, и кто пел, и кто играл, и кто слушал, получили от концерта такое огромное удовольствие. Был рождён волшебный, вдохновенный союз – гениальной хоровой музыки, артистов, инструменталистов, зрителей… Это незабываемо.

– Сейчас вы готовитесь к новому выступлению вместе с лучшими сибирскими хорами на концерте певческого объединения «Хоровое вече Сибири», куда входит и муниципальный камерный хор Новокузнецка.

– Впервые мы собрались в 2002 году. Тогда в Новосибирске, бессменной столице всех наших встреч, был широкомасштабный праздник славянской письменности и культуры, куда в качестве участников привлекли и все именитые хоры Сибири. А разве могло быть иначе, если духовная жизнь народа без древнего по своим истокам хорового пения просто немыслима?! Мы пели прямо на улице, на площади Ленина, собравшей огромное число новосибирцев и специально приехавших ради этого праздника гостей. Каждый хормейстер дирижировал двумя-тремя произведениями из репертуара объединённых хоров. Это было великолепным музыкальным событием, которое так всем понравилось, что «Хоровое вече Сибири», в которое мы объединились, уже со следующего года проводилось во время фестиваля русской музыки «Покровская осень». Так что это уже традиция – собираться лучшими сибирскими хорами в начале ноября. Мы стараемся такие встречи не пропускать. В столице Сибири нас встречают радушно – проживание и питание берут на себя. Но дорогу надо оплачивать самим, а на это не всегда удаётся найти финансы. В прошлом году ездили – всего в Новосибирске собрались 160 человек. А в этот раз – сам Бог велел ехать. Ведь нынешний концерт тоже посвящён столетию Георгия Свиридова – такое событие Новокузнецкий муниципальный камерный хор просто не имеет права пропустить.

– Чем вам памятны прошлые такие встречи?

– Пять лет назад «Хоровое вече Сибири» как раз праздновало 95-летие со дня рождения Георгия Васильевича, и на наш праздник великолепной свиридовской хоровой музыки приехал его внук – заслуженный деятель искусств России, профессор Санкт-Петербургской консерватории, президент Национального Свиридовского фонда, действительный член Петровской академии наук и искусств Александр Сергеевич Белоненко. После концерта он отыскал меня, чтобы пожать мою руку – за то, что у сводного хора под моим управлением Свиридов прозвучал именно так, как надо. Мы тогда исполняли сложнейшие по эмоциям и технике «Табун» на стихи Сергея Есенина и два хора из «Пушкинского венка» – «Стрекотунью-белобоку» и «Зорю бьют». Оценка профессионала такого уровня да к тому же ещё и внука Георгия Васильевича, не скрою, была очень приятной.

– К нынешнему вече приходится много репетировать? Есть незнакомый вашему хору музыкальный материал?

– Мы, и правда, без конца репетируем – ведь ответственность огромная, а почти все концертные произведения не являются для Новокузнецкого камерного хора репертуарными. Это будет грандиозный концерт. Вначале состоится презентация каждого хора. В прошлом году в качестве визитки мы исполняли произведение новокузнецкого композитора Александра Ляпина «Заиграй, сыграй, тальяночка» из цикла «Три хора» на стихи Сергея Есенина – в этот раз выбрали музыку из нашей любимой кантаты «Тобольские песни» новокузнецкого композитора Сергея Толстокулакова. После выступления артисты с дирижёром встают на своё заранее определённое место – пока не соберётся гигантский, общий, вечевой хор. Все вместе мы споём трогательный, одухотворённый хор «В церкви» из «Детского альбома» Петра Чайковского, глубокие свиридовские вещи «Наша Родина – Россия» и «Отчалившая Русь» на стихи Сергея Есенина, пронзительный «Бессмертный полк» белорусского композитора Сергея Морозова. А в сопровождении симфонического оркестра – грянем «Патетическую ораторию», которая на слуху даже у далёких от музыкальной культуры людей, хотя немногие знают, что её пятую часть Георгий Васильевич посвятил Новокузнецку. Она так и называется – «Здесь будет город-сад». Свиридов вообще был первым в истории музыки, кто обратился к стихам сложного и по образам, и по мелодике Владимира Маяковского и смог их гениально выразить с помощью хора. Я думаю, что широкий, радостный, вдохновенный напев – «Я знаю, город будет» – это гимн будущему свету, который уготован нашей Родине России. Георгий Васильевич – как никто – умел соединять духовную мощь и философскую глубину великой русской поэзии и собственную музыку пронзительной, кристальной ясности и красоты, богатую оркестровыми красками, оригинальную по структуре ладов, впитавшую в себя уникальные интонации и саму душу древних русских и православных распевов. Его ранние детские воспоминания связаны с заливными лугами, полями и перелесками и другими милыми образами родной  природы, а ещё со смертью отца – молодого коммуниста Василия Свиридова, которого в 1919 году убили деникинцы в пылу полыхавшей тогда Гражданской войны. Поэтому он и светел, и трагичен одновременно. Поэтому каждое его произведение требует максимального напряжения всех твоих сил. Георгий Васильевич писал о Солнце русской поэзии, к чьему творчеству для создания хоровой музыки обращался с трепетнейшей любовью: «В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира. Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека – вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине». Эти слова в полной мере относятся к самому Свиридову.

– Чем живёт Новокузнецкий муниципальный камерный хор? Какие планы вы строите? Не хочется уже поменьше работать – не с четырьмя коллективами, а хотя бы с одним?

– В Новокузнецком муниципальном камерном хоре работают и совсем молодые 20-летние ребята, и те, кому, как и мне, за 60. Такой вот сплав юности и мудрости, и главное для каждого – огромное желание петь. Мы исполняем военно-патриотическую, народную и духовную музыку, мировую и русскую классику, и древние распевы, и современные композиции – Свиридова, Гаврилина, Фалика. Репертуар – широкий. Есть у нас и свои верные поклонники, которые не пропускают ни одного нашего концерта. Но, конечно же, хочется, чтобы круг наших слушателей был ещё шире. Мне очень нравится работать с молодёжью – и я это делаю вместе со студенческими коллективами Новокузнецкого колледжа искусств и КузГПА. У всех ребят и девчат есть особая склонность души к этому удивительному виду искусства. Даже у детей, которые занимаются в концертном хоре «Консонанс». Конечно, хоровое пение не назовёшь самым популярным у нас в городе и в стране музыкальным жанром – именно потому, что оно заставляет душу трудиться, заставляет человека думать, сопереживать, сострадать. Но я убеждён, что искусство не должно только развлекать – оно извлекает из человеческой души что-то очень важное, сокровенное, искреннее и делает тебя лучше, чем ты был до того, как это испытал. Именно потому и получаешь истинное удовольствие – неважно, по какую сторону сцены ты находишься. Композитор пишет музыку, артист её исполняет, зритель, затаив дыхание, слушает – так и происходит волшебство, обыкновенное чудо прикосновения к прекрасному. Пока есть такие восприимчивые, отзывчивые, эмоциональные слушатели – хор будет звучать. В будущем году у нас сразу два события – 25-летие камерного хора Новокузнецка и V Региональный фестиваль хоровой музыки. Будем готовиться. Но ещё раньше, 13 декабря, в день рождения Георгия Васильевича Свиридова, я мечтаю дать потрясающий концерт, где в первом отделении выступят солисты с великолепными свиридовскими романсами и симфонический оркестр ДК «Алюминщик» с яркой, мощной, контрастной свиридовской музыкой, а во втором споют два объединённых хора – женский состав хора Новокузнецкого колледжа искусств с коллективом педакадемии и коллективы муниципального хора и смешанного хора колледжа. Я уже и произведения Георгия Свиридова выбрал. Для смешанного хора – цикл из семи частей «Странное рождество видевше» и 5-ю часть «Патетической оратории». Для женского – три хора из кантаты «Курские песни», а также «Ты запой мне ту песню, что прежде» и «Звенигород». Но боюсь, что снова придётся брать на себя хлопоты с распространением билетов. У нас так перед каждым концертом – артисты сами предлагают и даже развозят билеты, я обзваниваю директоров музыкальных школ. Но про эту суету опять забываешь, когда видишь сияющие от услышанной музыки глаза наших зрителей – и пожилых, и молодых, и совсем ещё юных. Мне знакомая рассказывала, что её сын на вопрос, цирк ему понравился больше или концерт хора, ответил: «Конечно же, хор!»

Записала Инна Ким, Владимир Шабанков (фото)

Седьмой день

Комментарии   

 
+1 # Белова Ирина 27.10.2015 12:50
Удивительно хорошая статья! Спасибо вам за ваш певучий голос,голос Седьмого дня нашего города!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Окт 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 28 29 30 31