рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Настоящие "Романтики"

Пустая сцена, зал… Они всегда выглядят щемяще – точно сброшенная куколка, внутри которой ещё вчера был свой, таинственный, важный мир, а сегодня, став ненужной, она превратилась в беспомощную, лёгкую пыль, растворяющуюся в ликующем круговороте жизни. Но, в отличие от опустевшей куколки, театр – даже без актёров и зрителей – остаётся живым. Будто тут, и правда, бродят призраки – голосов, движений, чувств, тайком разворачиваемой шоколадки…

И неважно, что театр – школьный, а макбеты, джульетты, паки – все в нём… дети, мальчишки и девчонки 16–17 лет. В актовом зале 104-го лицея, где они – театр «Романтики» – репетируют и показывают свои лицеистские спектакли, именно такая, наполненная призрачным, трогательным, живым теплом тишина. Заботливо расставленные стулья. Незадёрнутые кулисы. Классические колонны… из пенопласта. И афиши, афиши, афиши, по которым легко узнаётся уже пятилетняя история «Романтиков»!

Милые, весёлые, добрые «Кошкин дом», «Жила-была сыроежка», «В гостях у дедушки Крылова», «Пластилиновая ворона» – стопроцентное попадание в то, что у нас, взрослых, трепетно и приятно, под ложечкой, ощущается, как детство… Костюмированная, «мюзикловая», понятная, а потому хоть и классика, но на все времена – «Собака на сене», «Гусарская баллада», «Мы мушкетёры»… И, конечно же, много чего из царскосельской юности Пушкина – с этим тоже всё ясно, всё-таки лицей! А рядом – не по-детски пронзительные, переворачивающие, ошеломляющие «Саша», «Прощай, овраг», «Апрель 45-го», «Московские каникулы», «Репетитор» – репертуар для детского, школьного театра, как минимум, необычный, неожидаемый… Естественно, всё это – выбор создателя «Романтиков», бессменного, единого во множестве лиц, режиссёра театра 104-го лицея Олега Леонидовича Павловца, которого, думаю, представлять нет никакой необходимости. Но как ему удалось такие взрослые пьесы – по эмоциям, чувствам, мыслям – сделать понятными и интересными современным детям, которые, кажется, просто живут в сублимированном, рафинированном, дезодорированном мире компьютерных игр, Интернета, соцсетей?!

– Конечно, «Романтики» появились не случайно, – рассказывает Олег Леонидович. – Я занимаюсь детским театром последние семь лет, а это требует огромного личного интереса, даже энтузиазма. И когда мне предложили создать и возглавить такой театр в лицее, я особо не раздумывал, хотя вскоре понял, что вовлечь в театральный процесс всех без исключения ребят – нереально. В первый же год у меня было четыре класса первоклашек – это сотня мальчишек и девчонок, большинство из которых ещё с любимыми мишками засыпали и просили маму рассказать перед сном сказку. А я ведь не сказки им рассказывал – а, например, историю театра, без которой невозможно никому, кто выходит на сцену. Работать с малышами – особенная задача. Вот моей дочери, она актриса, преподававшая сценическую речь в школе Сергея Казарновского в Москве, это легко давалось. Но там и школа совсем другая: множество состоявшихся в этой профессии людей, и каждый даёт детям свою театральную дисциплину – речь, мастерство, хореографию, танец, вокал, историю. Мы, кстати, по-настоящему сдружились школьными театрами – «Романтики» уже дважды гостили в «Класс-центре» у Сергея Казарновского, показывали москвичам свои спектакли. Если честно, нравится там бывать – организация, атмосфера, отношение к театру удивительные. Правда, в создание этой школы были вложены немалые спонсорские деньги. Таких учебных заведений даже в Москве – всего несколько. Что уж говорить о Новокузнецке? Когда-то чуть не в каждой новокузнецкой школе был свой театр, многими руководили профессиональные актёры. Потом все эти ставки отдали в дома творчества детей… И театры стали испаряться! Есть театральная студия в ДК имени Крупской – ей уже много лет. Есть «Арго» в Доме детского творчества №4 Заводского района. Я работаю в Доме творчества №1 в Кузнецком районе – именно с ним пять лет назад руководство 104-го лицея заключило договор, чтобы вести в своих стенах внеклассные театральные занятия. Но никакой обязаловки не было сразу – я ведь занимался с первоклашками, а им не объяснить, как надо играть. Каждую роль – каждому ребёнку! – надо самому показать. А на это никакого времени и сил просто физически не хватит. Да и далеко не всем малышам нужно и интересно играть на сцене. Так что ко мне ходили только те, чьи родители сами этого очень хотели. Мы выпустили несколько ярких детских спектаклей. Закрывали тёмной тканью окна, я привозил настоящие театральные прожектора. Потихоньку «обжились» – обзавелись кулисами, декорациями… А – параллельно – я собирал старшеклассников, с которыми делал музыкально-поэтические композиции, посвящённые Дню лицеиста, в основном, естественно, на пушкинском материале. Так появился более взрослый школьный театр, наши «Романтики», и Альбина Викторовна Арыкова, директор лицея, сказала: выбирай, кого хочешь, делай, что хочешь. С маленькими сейчас я тоже иногда работаю. Но главное – каждый год набираю новых десятиклассников. Первым – испытательным – спектаклем для них становится лицеистский праздник, который мы делаем 19 октября. Уже с одиннадцатиклассниками выпускаю спектакли по военной тематике. Обязательно готовлю какие-нибудь неоднозначные, интересные пьесы – как раз с ними «Романтики» участвуют в российских и международных фестивалях, откуда мы постоянно привозим Гран-при.

 

– Не слишком ли сложные пьесы вы выбираете для детей, которые учатся любить и страдать по голливудским «Сумеркам»? Например, «Синие розы», по «Стеклянному зверинцу» Уильямса Теннесси, которые вроде бы о том же, что происходит между Эдвардом Калленом, Беллой Свон и Джейкобом Блэком, но сколько потрясающих оттенков чувств – тонких, трогательных, хрупких, как крошечный единорог из стекла, единственная драгоценность главной героини! Как это «заставить» играть?

– Да, найти материал, которым можно по-настоящему увлечь нынешних подростков, совсем не просто. Но это самое важное – выбрать такую пьесу. С «Синими розами», я считаю, получилось. Как и с «Репетитором». Как с «Сашей». И с другими спектаклями, в которых мои «Романтики» – а это главное – играли очень искренне. Такое сразу же чувствуется – зрителями-одноклассниками, даже забывающими шуршать своими шоколадками, фестивальной публикой, готовой носить нас на руках. Но прежде чем это происходит – обычное волшебство театра, заставляющее переживать и сопереживать! – конечно же, идут бесчисленные репетиции… После уроков, между уроками… От «хочу играть на сцене» до настоящей игры, которую можно назвать успешной, – огромное количество труда, и на это не каждый взрослый способен, не то что подросток. Я не расстраиваюсь, когда даже яркий, талантливый ребёнок, побывав на наших репетициях, вдруг исчезает. И не строю иллюзий насчёт профессиональной карьеры своих «Романтиков». Это слишком сложно, болезненно – особенно сегодня. Я ставлю перед собой совсем другую задачу. Занятия в школьном театре – театром – даёт ребятам раскрепощение и ту форму общения, которой, к сожалению, почти не осталось в сегодняшней жизни. Большинство – из-за ТВ, компьютеров, голливудского «мыла» – элементарно разучилось говорить по-русски. А детей нужно учить – говорить, общаться, выражать свои мысли и чувства. И пьесы, которые я для них выбираю, это сделать как раз помогают. А ещё они позволяют совершить удивительное открытие: обо всём, что современные дети чувствуют и переживают, как происходящее исключительно здесь, сейчас и с ними, – уже есть и, наверняка, ещё будет в мировой, художественной, театральной культуре. Но это не значит, что я ставлю только серьёзные психологические спектакли. У «Романтиков» было немало искромётных музыкальных вещей. А в настоящее время мы репетируем пьесу Агаты Кристи «Мышеловка», которую я давно мечтал поставить. Этот спектакль вот уже более 60 лет идёт в одном из театров Лондона, и с неизменным аншлагом. А наша премьера должна состояться 3 декабря.

Пока разговариваем с мэтром, признаться, я забываю, что мы находимся в школе. Но тут точно кто-то щёлкает тумблёром того самого «ликующего круговорота жизни», – и 104-й лицей взрывается переменой, а в дверях актового зала уже стоят ребята из 10 «А», нового поколения «Романтиков». Вначале смущаются (их ведь интервьюировать сейчас будут!), но почти сразу деловито достают листочки с ролями… Дети! Они ведь не столько играют в театре, сколько – да просто в силу возраста! – играют в театр. Спрашиваю у каждого, чем именно его зацепили «Романтики»?

Иван Захаренко:

– Если честно, я раньше мечтал стать актёром, и когда Олег Леонидович сказал, что ему в театр нужны десятиклассники, тут же пришёл, хотя и было страшновато – как буду учить столько текста?! Слишком много «букофф»… В остальном всё казалось весёлым и лёгким. А выяснилось, что самое трудное, даже тяжёлое – это не выучить роль, а репетировать и играть. Сейчас идти в актёры уже не хочу. Но в «Романтиках» мне нравится – здесь я получаю эмоциональный опыт и учусь не стесняться. Приходится читать разные пьесы, – и это, оказывается, очень интересно.

Лиза Куртукова:

– Когда видела, как играют другие «Романтики», всегда думала, а почему бы и мне не попробовать? Правда, переживала, как буду смотреться со стороны, что обо мне подумают и скажут. Прошло совсем немного времени, а всё это кажется уже каким-то далёким прошлым. В театре у меня появились новые друзья, а когда ты общаешься с людьми, у которых такие же интересы, как у тебя, – это очень приятно. Я хочу быть открытой и уверенной – и «Романтики» мне это дают. А ещё мне хочется играть на театральных фестивалях – интересно же побывать в других городах и странах! Если потом, в студенческой жизни, у меня будет возможность выступать на сцене – я двумя руками «за».

Ксюша Вяльцева:

– Театр для меня – это возможность отвлечься от физики и лирики в учебниках. Без учёбы, конечно, никуда, но жизнь ведь – не только школа. Главное – общение, и в «Романтиках» я это получаю.

Даша Колпина:

– Благодаря игре на сцене я могу представить себя совсем другим человеком, примерить жизни разных людей, реализоваться через мысли и чувства необычных, интересных героинь. Я очень люблю театр – здесь я счастлива. Это просто мечта – стать актрисой! Но она вряд ли осуществится – мама считает, что это несерьёзная  профессия.

К юным «Романтикам» из 10 «А» присоединяются «старички» из 11 «Б». Они, считайте, больше года занимаются у Олега Леонидовича, сыграли несколько удивительных, милых спектаклей, уже побывали на европейских фестивалях. Из недавней осенней поездки в Брюссель, Копенгаген и Ригу Даша Самановская вернулась с призом за лучшую женскую роль, которую исполняет в «Синих розах». А обычный новокузнецкий одиннадцатиклассник Саша Приходько, играющий в «Репетиторе», произвёл нынешней весной настоящий фурор среди русскоязычной публики Стокгольма. В общем, звёзды. Но, слава богу, не звездят, хотя и держатся спокойно, просто и уверенно (не «само»!). Симпатичные, приятные ребята с умненькими глазками и хорошими манерами, которые так умиляют нас, взрослых!

Саша Приходько:

– Играя в театре, я могу отдохнуть от учёбы. Это важно – всё-таки выпускной класс, скоро ЕГЭ, много, что напрягает и давит. А во время репетиций и спектаклей я выплёскиваю все эмоции, получаю разрядку. Но каким-то особенным артистом себя не считаю, об актёрской профессии не мечтаю. Хочу стать хирургом. Правда, если в медицинском университете будет театральный кружок, я туда обязательно пойду. Это в жизни здорово помогает.

Даша Самановская:

– Стало легче читать доклады, проще знакомиться с людьми, в любой ситуации чувствую себя спокойнее и свободнее. А за такие роли, какие мне посчастливилось сыграть в «Саше» и «Синих розах», я даже испытываю гордость, и это очень приятно.

Данил Галкин:

– Для меня игра, вообще жизнь на сцене – большое удовольствие, которое ни с чем не сравнить. Меня с детства тянуло на сцену, нравилось выступать. Я и до «Романтиков» ходил в театральные кружки, а когда появилась возможность играть в лицейском театре, естественно, просто не мог такое упустить! Но со своими ещё детскими иллюзиями насчёт актёрской карьеры пришлось расстаться – это слишком сложно. Артистов сейчас много, и чтобы быть востребованным, популярным, мало только таланта – слишком уж зависимая профессия, и это может сломать. А хочется быть счастливым!

Инна Ким, фото Владимира Шабанкова

Седьмой день

Комментарии   

 
0 # Елена 20.11.2015 10:02
Иван, я горжусь тобой! г.Кемерово
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Нояб 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30