рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Послевкусие счастья

Что такое красота... Нежность. Гнев. Смятение. Ликование и ужас жизни… Разверзнутые небеса мерцающих звёздами глаз. Сонное дыхание речного рассвета. Улыбка ребёнка, смотрящего на тебя с доверчиво-серьёзным пониманием – как могут смотреть из Вселенной. Душа, таящая опасные желанья. Ускользающие, узнаваемые сумраки богов и людей, страх, боль, любви смешные содроганья… Да что там! Шум весеннего сока, спящего в зимних деревьях. Ещё… Тревожные птицы с озябшими женскими устами. И заплаканное дождём синее сияние улиц, идущее сквозь слёзы сомкнутых ресниц, сквозь строй стойких одноногих солдатиков-фонарей, расплывающихся в зеркалах тротуаров разноцветным вечерним одиночеством. Город – губка, сосущая серую слякоть, свет сквозь шторы и нежности ложь. И шоколадка мира в тёплых пальцах – шершавые следы на тонкой белой коже лебединошеих, рыжих, кареглазых, тихих, золотых… Бестолковость на сердце и что-то, тихо, щемяще, тепло, беспомощно дышащее на розово-пепельном небе. Всё и ничего. Вопросы и ответы. Тайна… В галерее «Два Суворова» – на Суворова, 2 – открылась персональная выставка Олега ШЕЛУДЯКОВА «Снежность зимы». Он родился в Новосибирске. Живёт в Блуа. Своим местом работы называет земной шар. Его живопись – эмоциональная, искренняя, образная, пронзительная, рождающая ассоциации, исполненная глубины… Помилуйте, – воскликнет кто-то: какие художники, какие выставки? Кризис, Сирия, денег на шубу-машину не хватает… А вы попробуйте! Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но послевкусие – хрусткой, нежной снежности, пахнущей то звонким январём, то оттаивающим мартом, солнца, счастья – точно останется. 

Родом из черноты морозного неба

– Детство – звонкая чернота морозного зимнего неба, усеянного блёстками звёзд, скрип санок на снежной тропинке. И как игрушечный домик среди сугробов – «художка», в окнах – густой тёплый свет. Внутри – шуршание кистей по ватману, нарядные баночки вкусно пахнущей гуаши. Свой карманный рай – мольберты, драпировки, бутафорские фрукты для натюрмортов, гипсовые головы. Мне лет шесть – и уже тогда понимаю, что никогда не хочу покидать этот уютный кокон. Но для этого надо сделать его своим домом, стать – ХУДОЖНИКОМ. Получилось.

Сразу после школы – архитектурный факультет Инженерно-строительного института. Но с архитектурой не склеивалось, не срасталось. Архитектор – как хирург. Точность жеста, безупречность в деталях – без права на ошибку. А у меня: блуждание в тумане вокруг да около, угадывание образов в размытых дымчатых контурах... Бросил архитектуру, поступил на исторический факультет НГУ. История всегда влекла. Гладиаторы, тамплиеры, санкюлоты. Ашшурбанипал и Навуходоносор – сама магия древних имён! Учиться было легко и интересно. Но живопись не оставлял – тогда же начались первые выставки. Когда продал первую картину – отправился в Петербург. На заводе художественных красок купил целую гору масла, отправил в Новосибирск десяток посылок. На пару лет работы хватило.

Потом был факультет монументально-декоративной живописи в Архитектурно-художественной академии. Тогда он только открылся, всё дышало поиском, экспериментом, весёлой провокацией – вполне в духе времени. Был разгар девяностых… И вновь обретённый рай! Опять мольберты, палитры, запах краски. Вечернее рисование, споры об искусстве… Поехал в Петербург, на рисовальные классы при Академии художеств, хотел поднатореть в академическом рисунке. Там совсем другая атмосфера – всё ещё XVIII век, узкие коридоры, студенты-живописцы – словно тени с огромными папками. Никакого вольнодумства – но рисовать там учили основательно, в дальнейшем это здорово пригодилось… После этого пустился в открытое море, стал свободным художником, каковым до сих пор и существую. Такая замысловатая траектория к давно – ещё с детства – намеченной, намечтанной цели.

Извольте включить вдохновение!

– Живопись для меня – это, прежде всего, профессия. Занятие, которому я посвящаю своё основное время, и к тому же единственный источник дохода. Поэтому с музой я строг, не могу себе позволить зависеть от её капризов: сегодня пришла, завтра нет. Она является как на службу, чётко и без опозданий. Наступило утро, раскладываем на палитре краски – извольте включить вдохновение, ждать некогда. И это работает. Для художника, как существа по своей природе анархичного и вольнопорхающего, крайне важна внутренняя собранность и организованность. Я терпеть не могу любую навязанную мне извне дисциплину, но дисциплина внутренняя, осмысленная, добровольная – совершенно необходима. Без неё легко превратиться в этакую нежную тучку золотую, которая сидит и ждёт, пока на неё снизойдёт озарение. Этот принцип я определил для себя очень давно – и с годами его лишь оттачиваю.

Лет пятнадцать назад у меня началась фаза активной экспансии личного творческого пространства. Помимо моей излюбленной живописи маслом, я начал заниматься керамикой, книжной иллюстрацией, пробовал себя в остроактуальных в то время формах – перформансах и инсталляциях, участвовал в фестивале современного искусства в Словении. Это был любопытный опыт – организация перформансов, этаких бессюжетных спектаклей. Тогда я понял, что работа режиссёра во многом сходна с работой живописца – и тот, и другой занимаются композицией, просто в спектакле появляется дополнительное измерение – время… Вскоре всё моё внимание захватила компьютерная анимация. Помню, меня буквально заворожило это волшебство двигающейся картинки, когда с помощью несложной, в общем-то, компьютерной программы любой человек может сделать собственный мультфильм.

Где-то на год я с головой погрузился в этот цифровой мир, нарисовал около двух десятков коротеньких фильмов, залихватски назвавшись SHELUDYAKOV PICTURES. Однако через какое-то время, когда я более-менее разобрался, как всё это работает, интерес к анимации стал иссякать, и вскоре я вернулся в лоно традиционной масляной живописи. В то время я начал активно выставляться в Европе и быстро оставил всё, что не вписывалось в жёсткие рамки: холст-масло. С одной стороны, у меня просто не оставалось времени на что-либо иное, а с другой – я осознал, что именно живопись, как некая волшебная пещера, таит в себе бесконечные загадки и сюрпризы, и чтобы пройти по всем её тайным ходам и тропкам – не хватит и трёх жизней. С тех пор я оставил все свои около-живописные практики, целиком сосредоточившись исключительно на живописи.

Увидеть Париж… и не умереть

– Столицей искусств Париж оставался где-то до середины прошлого столетия. Потом эстафету перехватили Нью-Йорк, Лондон. В континентальной Европе наиболее динамичным центром сейчас является, наверное, Берлин. И хотя Париж по-прежнему занимает далеко не последнее место на мировой арт-сцене, во многом он стал памятником самому себе, почивая на пышной перине былой славы. Так или иначе, хоть мне и случалось выставляться в Париже, гораздо лучше я знаком с художественной жизнью на Лазурном Берегу, где провёл не один год и организовал несколько выставок. В столице же я оказываюсь скорее сторонним наблюдателем, чем местным жителем.

Восемь лет я прожил на французском юге – сначала год в Восточных Пиренеях, затем в Ницце. Так сложились обстоятельства, что потом я перебрался ближе к центру, в город Блуа, это в часе с небольшим на поезде от Парижа. Когда-то, в XV-XVI веках, этот город фактически был французской столицей – здесь жили короли, принимались государственные решения, отсюда Жанна д’Арк отправилась снимать осаду с Орлеана… Сейчас это уютный провинциальный городок на берегах Луары, окружённый живописными лесами, где свободно разгуливают олени и кабаны. Чем-то он напоминает мне новосибирский Академгородок, где я родился и вырос, куда в последние годы приезжаю всё чаще.

Моё главное увлечение сейчас – моя дочка, которой недавно исполнился годик. Общение с ребёнком (не люблю слово «воспитание»!) – ежеминутное творчество, увлекательный экзамен, одновременно трудный и весёлый для всех участников. Помимо этого я занимаюсь йогой, пешими походами, плаванием. Правда, на плавание, увы, сейчас совсем нет времени! По мере возможностей стараемся путешествовать семьёй. И если Европу я за многие годы узнал относительно неплохо, то Юго-Восточную Азию открыл совсем недавно, после нашего путешествия в Таиланд. Очень надеюсь, окажемся там ещё не раз.

Vita brevis, ars longa

– Я глубоко убеждён, что художник должен быть сытым, выспавшимся, уверенным в завтрашнем дне, пребывать в добром здравии и знать, что за спиной у него надёжный семейный тыл. Только тогда он может полностью сосредоточиться на своей работе и достигнуть убедительных результатов. Конечно, универсальных рецептов тут быть не может, но в моём конкретном случае это именно так. А образ голодного непризнанного гения, который ночью на чердаке клепает нетленку, питаясь лишь красным вином и чёрствым багетом – придумали хитрые галеристы, чтобы легче было раскручивать художественных новобранцев!

В идеале, художник должен заниматься исключительно искусством, а арт-менеджмент – совершенно параллельное занятие. Увы, в реальности зачастую приходится совмещать и то, и другое. Важно следить, чтобы центр тяжести всё же оставался в сфере творчества, а не бизнеса. Как говорили римляне: Vita brevis, ars longa – жизнь коротка, искусство вечно.

Существует не так уж много феноменов, где изначально присущая миру гармония дана нам в дистиллированном, незамутненном виде. Полное сияющих звёзд ночное августовское небо. Шапка свежевыпавшего снега на сосновой ветке. Безупречная парабола, прочерченная в облаках парящим орлом. И красота обнажённой модели – контур бедра, полунаклон шеи – безусловно, относится к тому же ряду явлений высшей эстетики, кристаллизованного совершенства, манкировать которым не в силах и не вправе ни один художник!

Подготовила Инна Ким

Седьмой день

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Дек 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31