рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

"Дед Мороз, а ты настоящий?"

Этот вопрос каждый год задают миллионы мальчишек и девчонок, доверчиво заглядывая в смеющиеся глаза. И каждый год Дедушка Мороз, присев к ребенку и протягивая подарок, отвечает: «А сам-то ты как думаешь?» И малыш радостно кивает головой: «Настоящий!»

Потом, вырастая, дети понимают: с окладистой бородой и густыми усами, в богатой шубе и с посохом к ним в дом (или в детский сад) приходил не Дедушка Мороз, а самый обычный человек. Но к тому времени вера в чудесную сказку уже навсегда поселяется в сердце.

Многим юным новокузнечанам повезло: им подарки дарит почти настоящий Дед Мороз, почти волшебник, умеющий оживлять куклы, – главный режиссер театра кукол «Сказ» Юрий Самойлов.

Новокузнечане знают Юрия Самойлова как главного режиссера театра кукол «Сказ», талантливого актера, автора постановок театра. А многим малышам он известен как Дед Мороз – тот самый, который приходит к ним в детский сад и вручает подарки. О новогодних чудесах, сказках и превращениях мы и беседовали с Юрием Алексеевичем.

– Юрий Алексеевич, а вы помните свой первый Новый год?

– Конечно! Новый год в детстве – это было такое событие! В отличие от сегодняшних детей, у нас, тогдашних, не было «готовых» костюмов, их изготавливали самостоятельно. Свой первый костюм – Зайчика – помню очень хорошо. Мне тогда было 5 лет, я воспитывался в детском доме. А это значит, что костюм на утренник я мог сделать только сам, их не выдавали, как одежду. Сам режешь, сам клеишь, сам шьешь, сам вышиваешь… Вот я и сделал костюм. Он был несколько необычный, нафантазированный. Очень переживал: как меня воспримут? И вот вошел в зал. Первое, что меня поразило, – запах елки. Конечно же, костюм отметили все мои друзья и даже шутили: «Зайчик, ты откуда?»

– Чем закончился тот праздник?

– Небольшим чудом. В конце утренника обычно награждали тех, кто приготовил самый лучший костюм – и я получил приз за своего Зайчика! С тех пор за месяц-полтора до праздника я начинал готовить костюм. Образы придумывал сам, продумывал характер персонажа. А потом все это воплощал.

После Зайчика я сделал костюм Лешего. Почему именно его? После Нового года я увидел, что на улице валяется много ёлок. Мне их стало так жалко, что решил к следующему году быть хозяином леса: журить, ругать тех, кто рубит ёлочки.

Еще один костюм, которым я горжусь, – Бармалей. К тому времени я задумывался, почему отрицательные персонажи так гротескно изображаются? И мой Бармалей был не злым, а просто строгим, наказывал хулиганов исключительно путем лишения шоколада и конфет.

Был у меня и костюм Мороза Ивановича. Чтобы сшить его, я разрезал белую простыню… Костюм получился убедительный, вполне красивый. А насчет испорченной простыни я подошел к кастелянше, и она меня простила.

– Как относились другие дети к вашему умению отыгрывать образы?

– Если честно, настороженно. Вообще я был ребенком с обостренным чувством справедливости. Я везде искал правду, честность, и нигде ее не видел – до тех пор, пока не попал в армию. Тогда нас, молоденьких солдатиков, повели в театр. Постановка была прекрасная, игра актеров – великолепная. Тогда я понял: тут, на сцене, может быть только правда. Здесь нельзя солгать, иначе зритель не поверит. А значит, я должен стать актером.

– Почему вы не стали, например, драматическим артистом?

– После армии вместе со знакомым поехали в Санкт-Петербург. Помню, гуляли весь день по городу, и вечером на Невском проспекте в Театре марионеток им. Деммени я увидел итальянскую оперу… Я был под таким впечатлением, что после спектакля побежал за кулисы и задал один-единственный вопрос: где этому учат? Мне ответили: глупый, вот тут, совсем рядом, на Моховой – в Ленинградском театральном институте. Поступил, стал учиться. И очень скоро понял: актер не может быть неискренним на сцене, а кукле просто невозможно врать, иначе никакого представления не будет. Вот так, в поисках правды, я стал режиссером и актером театра кукол.

– Как вы попали в Новокузнецк?

– В 1994 году я практически наугад отправился в Новокузнецк. Приехал сюда уже с готовой постановкой – «Как Кощей к Яге свататься ходил». Этот спектакль до сих пор у нас в репертуаре, на нем выросло не одно поколение ребятишек!

Но это было потом. А тогда, в первый вечер, я остался в театре. То, что увидел, привело в уныние: сцены нет, фойе невнятное – не театр, а помещение… Всю ночь крутился, думал: зачем мне все это надо? А потом решил остаться. И остался.

– Когда вы впервые примерили костюм Деда Мороза?

– Во времена юности. Нас тогда, в детдоме, не спрашивали, кем мы хотим стать. И после школы меня отправили учиться на тракториста широкого профиля. Там, в училище, я познакомился с ребятами, которые играли в ансамбле. И однажды они предложили: мол, нам нужен Дед Мороз. Я, конечно же, согласился. Сшил костюм из того, что было.

Снегурочки у меня не было. Я пел, заводил публику, потом сымпровизировал и пригласил девушку в светлом платье стать Снегурочкой.

Но самым важным моментом в карьере Деда Мороза стало первое приглашение в детский сад, это было в поселке Чебеньки Оренбургской области.

– Почему?

– Дети – совершенно особые зрители. Они чувствуют даже малейшее проявление фальши, перед ними нельзя лукавить, недоигрывать или переигрывать. Дети искренне верят в сказку, чудо. И особенно приятно, что мне доверяют выходить к детям, которые впервые увидят Деда Мороза. Они долго всматриваются, прикасаются к шубе, обнимают, радуются, когда я дотрагиваюсь до них, слушаю подготовленный стишок… И в этот момент я – самый настоящий Дед Мороз.

– Как происходит перевоплощение?

– Это происходит постепенно. Сначала наносишь грим, потом – надеваешь костюм, потом – слушаешь, как малыши кричат: «Дед Мороз!» К одним детям я выхожу почти сразу, а к другим – только если хорошенько позовут. Причина не во вредности, а в том, чтобы дети искренне захотели, чтобы к ним пришел настоящий Дед Мороз. Вот тогда-то и происходит перевоплощение.

Вообще, Дед Мороз и Снегурочка – это не просто роли. Это – кусочек особого мира, где всегда есть место чуду.

Мария Соколова, фото Владимира Шабанкова

Седьмой день и Кузнецкий пенсионер

Новокузнецкий театр кукол "Сказ"

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Дек 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 24 25 26 27
28 29 30 31