рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Посмотреть в глаза

Количество случаев аутизма увеличивается во всём мире, и Россия – не исключение. По данным статистики, в нашей стране распространенность аутизма обгоняет синдром Дауна, сахарный диабет и онкологические заболевания детского возраста вместе взятые: 1 на 68 детей. Считается, что тенденция к росту аутизма сохранится и в будущем. Однако информированность населения об этом недуге в настоящее время можно назвать незначительной, многие об этом заболевании просто не знают,  кто-то слышал, что аутизм существует, но сказать, что это такое и в чем проявляется, – не может. Ежегодно 2 апреля во многих странах отмечают Всемирный день распространения информации об аутизме, и к этой дате в окнах Новокузнецкого художественного музея  для всех горожан открылась фотовыставка «Посмотри в глаза», посвященная детям, страдающим аутизмом. Cегодня мы беседуем с ее организатором Марией Викторовной КРАСНОПОЛЬСКОЙ, заместителем председателя общественной организации родителей детей-инвалидов «Особое детство», дефектологом новокузнецкой «Школы РОСТА».

 

– Мария Викторовна, давайте начнем с того, что же всё-таки такое – аутизм. В обществе бытуют настолько разные мнения об этом заболевании, некоторые похожи на сказки. Например, говорят, что аутизм – это вовсе не болезнь, а еще я слышала такую точку зрения, что аутисты обладают сверхспособностями в области математики и логики…

Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Это, безусловно, болезнь. У детей с аутизмом своеобразное поведение, различные формы которого нередко пугают обывателей… Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства. При этом более 80% детей с аутизмом – инвалиды.  Спектр нарушений и их тяжести очень широк, поэтому считается, что обучение и воспитание детей с аутизмом – очень и очень непростая задача как для дефектологов, так и для родителей. Что касается «сверхспособностей», то, пожалуй, ими обладают всего 2% от общего количества больных аутизмом, это дети с одной из его разновидностей – синдромом Аспергера.

Детей с этим синдромом отличает то, что у них рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих, при  этом логическое мышление сохранено или даже хорошо развито. К тому же, у них нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии, как в других случаях аутизма. Но, повторюсь, такие «гении» – большая редкость, и им тоже требуется помощь.

Но куда чаще звучит диагноз – аутистическое поведение. К сожалению, ставится он из-за недостатка информации у медицинского специалиста. И обычно аутистическое поведение – следствие усугубления какого-либо патологического процесса в организме ребенка, к примеру, неврологического. Отсюда и так называемые случаи «чудесного исцеления от аутизма», описываемые в прессе. На самом деле, «избавление» от аутизма оказывается просто успешным случаем лечения патологии, вызвавшей аутистическое поведение.

– Можно ли сделать вывод, что диагностика аутизма у нас «хромает»?

Да. И самое страшное – то, что она катастрофически задерживается. Диагноз «аутизм» обычно ставят ребенку только после пяти лет жизни, а не в два-три года, как это необходимо для успешной реабилитации. Причина такой запоздалой диагностики в том, что педиатры и неврологи – детские врачи, наблюдающие кроху в первые годы жизни, не могут выявить это заболевание… Тому виной, конечно, низкая профессиональная грамотность. Отсутствие информации у специалистов. Поэтому зачастую, даже если родителей что-то настораживает в развитии или поведении ребёнка, в поликлинике их обычно «утешают»: «Ну, не говорит до трех лет – ничего, заговорит», «В глаза не смотрит? Да и что такого!», а потом становится слишком поздно. Но если реабилитацию ребенка-аутиста начать в два-три года, к школе   вполне вероятно  никто и не вспомнит, что у него был аутизм. Речь, конечно же, не о самых тяжелых нарушениях… Но детей, которых попросту «упустили» врачи и родители, – очень много.

– А откуда берется аутизм?

Причина появления аутизма не выявлена до сих пор. Ну, надо сказать, что в этом заболевании вообще немало загадочного, над чем ломают головы учёные… Есть теория генетического происхождения аутизма,  но она не объясняет, почему количество детей-аутистов растет с каждым годом, и зачастую они появляются в молодых здоровых семьях…

– Сколько детей с диагнозом «аутизм» на сегодняшний день проживают в Новокузнецке?

 На учете стоит 48 человек. Но это только официально зарегистрированные случаи, с очень тяжелой патологией. Но ведь существует целый спектр, как мы уже говорили, аутистических нарушений, и эти дети не ставятся на учёт, хотя требуют и медицинской, и психологической реабилитации, а впоследствии они выпадают из социума из-за неумения взаимодействовать с обществом.

– Какие отклонения в поведении ребенка, даже совсем маленького, указывают на возможное наличие аутизма? На что родителям нужно в первую очередь обратить внимание?

– Если в два года наблюдаются сложности зрительного контакта, ребенок не смотрит в глаза маме или другому ухаживающему за ним родственнику, не улыбается в ответ на улыбку; если не копирует мимику и жесты взрослых…Например, совершенно не играет в «ладушки», не хочет с мамой потопать ножками, похлопать ручками под музыку –  это очень настораживающий признак. Также нужно обращать внимание на частые беспричинные истерики, крайнее упрямство, например, в вопросах выбора пищи, одежды, маршрута прогулки… Или если налицо явная задержка речевого развития: в три года нет речи вообще… Или когда ребенок не отзывается на своё имя, не играет с другими детьми… Хочу сразу отметить, что если из вышеперечисленного вы обнаружили у ребенка только один признак – бить тревогу рано. Аутизм – комплекс симптомов,  а упрямство или истерики бывают и у совершенно здоровых детей. Но если вы обнаружили три признака – надо проконсультироваться со специалистом-дефектологом либо детским психиатром. 

–  Дети с легкими нарушениями могут учиться в обычной общеобразовательной школе?

–  Конечно, могут. Если нет нарушений интеллекта, если вовремя скорректировать их поведение. На уроке ребенок должен сидеть за партой, должен слышать, что говорит учитель. А самый маленький класс – это двенадцать человек, и если дано задание классу, ребенок с аутизмом может не воспринимать, что обращаются и к нему тоже. К нему надо подойти, сказать: «Паша, ты меня увидел? Услышал?», повторить задание и стоять рядом, тогда он, возможно, выполнит его неплохо. Но уровень грамотности педагогов зачастую оставляет желать лучшего,  поэтому работать с детьми-аутистами могут немногие преподаватели. Обычно таких детей выпроваживают на домашнее обучение, и этим всё заканчивается.

А домашнее обучение – приемлемый вариант для таких детей или нет?

Нет, ни в коем случае. Детям с аутизмом нужен социум, они должны общаться с ровесниками в коллективе, и этому надо учить.

У вас большой стаж работы с особыми детьми, попадают ли к вам подростки? Что можно для них сделать в плане реабилитации?

Последнее время участились случаи, когда на первичную консультацию попадают дети двенадцати-четырнадцати лет. Старше не приходили. И вот сделать что-то для таких взрослых детей уже практически ничего нельзя. Почему такая беда? Потому что родители до последнего надеются, что как-нибудь «само пройдет», ни в какую не замечают проблемы ребенка. Общество настроено достаточно негативно по отношению к аутистам. И родители тоже уходят в себя, им страшно, они не знают, что делать. Но хорошо бы помнить, что если до подросткового возраста не проводилось никакой коррекционной работы, то базовых интеллектуальных продвижений добиться будет практически невозможно. С этой проблемой лучше столкнуться раньше, чем позже. От родителей вообще очень многое зависит.  От того, насколько они готовы помочь ребенку, не впадая в депрессию и панику, можно прогнозировать прогресс в реабилитации.

 На сегодняшний день у нас в городе нет  психологов, способных на ранних этапах оказать помощь и поддержку семье больного ребёнка, часто семья, а чаще – мама, оказывается один на один с проблемой, и, конечно, профессиональная помощь на этом этапе очень нужна. Мы стараемся помочь родителям увидеть  пути решения проблемы, помогаем информационно и вместе составляем план действий.

И если человек видит пути решения и любит ребенка таким, какой он есть, – шансы на успех хорошие, даже если ребенок тяжелый. Но если родитель не обладает таким настроем, даже при легком нарушении, прогресса может и не быть. Родитель в каком-то смысле самый главный реабилитолог. И к счастью, тех, кто сознательно и ответственно относится к лечению и реабилитации своих детей со временем становится всё больше.

А куда нашим местным родителям обращаться всё-таки?

В Новокузнецке есть центр «Семья», на Кирова, 82 , где деток принимают с двух-трёх лет, есть «Школа РОСТА» на пр. Курако, 23, там тоже оказывается и медицинская, и педагогическая помощь. Есть центр по работе с детьми-инвалидами на ул. Грдины, 8А. Есть еще психоневрологические санатории, но, во-первых, туда очень большая очередь, а во-вторых, месячная реабилитация один раз в год – мало что даст… С детьми-аутистами нужно заниматься постоянно в течение длительного времени.

– Давайте немного поговорим о фотовыставке «Посмотри в глаза». Это ваша идея. Почему она открыта именно в окнах Новокузнецкого художественного музея?

Это одно из ведущих культурных учреждений города, расположенное в самом центре, где всегда многолюдно… Нам очень хотелось донести до всех-всех новокузнечан,  далеких от проблемы аутизма, что такие дети – вот они, рядом с нами. Фотовыставка представлена двадцатью работами молодого новокузнецкого фотографа Кирилла Новикова, который нам очень помог, и спасибо ему большое. Каждый снимок говорит нам о том, что не нужно бояться аутизма. Да, эти дети – особенные, но посмотрите, какие они красивые!..

Евгения Истомина

Седьмой день

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Апр 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30