рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Вдоль времени

 

В Новокузнецком художественном музее открыта персональная фотовыставка Юрия Дьяконова «Вдоль времени». В экспозиции  представлены работы разных лет, сделанные автором в техниках: соляризация, изогелия, крупное зерно. Фотографии сопровождаются авторскими трехстишиями, написанными в стиле традиционных японских хокку.

Юрий Васильевич Дьяконов долгое время работал в газетах Кемеровской области — «Шахтерская правда», «Комсомолец Кузбасса». Более 30 лет проработал ответственным секретарем в областной газете «Кузбасс». Публиковался в областных, центральных и международных изданиях. Читал лекции по фотографии в Кемеровском государственном институте культуры, в Кемеровском государственном университете вел курс по технике СМИ, производству и оформлению газет. За разработку и внедрение инновационных технологий верстки газет Юрий Васильевич удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», а также премии Правительства Российской Федерации. В 1967 году он был одним из организаторов фотоклуба «Томь», который работает до сегодняшнего дня. Юрий Васильевич –  участник многих всесоюзных и международных выставок.

Путешественник. Побывал в ряде стран Юго-восточной Азии и Европы, во многих уголках России, дважды был награждён  «Туристическим Оскаром». Его имя носит приют на ручье Высокогорный в Кузнецком Алатау. В прошлом году Юрию Васильевичу Дьяконову  присвоили звание Почётный гражданин Кемеровской области.

Для него это не столько признание заслуг, сколько новые возможности. Такой уж он человек: смотрит только вперёд. Прибавка к пенсии – это путешествия с фотоаппаратом, новые мысли и впечатления. Которыми он обязательно поделится с нами…

– Юрий Васильевич, начнём наше интервью с «самого начала»…

– Родился я в Прокопьевске в 1940 году. Отец, к сожалению, погиб в 45-м году, в сентябре, когда война уже закончилась. Похоронен в 50 километрах от Берлина…

Он приехал в Прокопьевск с бабушкой, репрессированной. Невеликая у него была должность – электрослесарь. Мать окончила семилетку и до конца жизни работала кассиром в магазине. Воспитывался бабушкой.

Жили, прямо скажем, бедно. Мать во время войны работала на заводе шахтной автоматики и приносила пайку хлеба, которая пахла какой-то пластмассой. В общем, было не очень весело…

Окончил школу я в 1957 году, сразу получил 3-й разряд токаря. И тут появился военный из Ленинграда и стал агитировать, чтобы я поступал в военно-морское училище.

Я поехал, но заход мой был неудачный. Училище было очень серьёзным. Хотя бы потому, что после курса лекций, которые читались, все конспекты должны были быть уничтожены. Всё следовало помнить. И я понял, что если я туда поступаю, то становлюсь абсолютно невыездным. Да и вообще выпадаю из общества – там были такие отделения, как атомное и водородное оружие, ракетные двигатели. И я уехал оттуда.

Приехал в Новокузнецк и на следующий день пошёл сдавать экзамены в СМИ. И не хватило одного балла. Еду удручённый в Прокопьевск. Товарищ один, что сидел напротив, спрашивает: «Ты что такой невесёлый?» Выслушал и говорит: «А ты к нам в горный техникум приходи. Примем без экзаменов». Так я поступил на отделение «Строительство автомобильных дорог и мостов», которое успешно окончил через два с половиной года…

После этого у меня обнаружилось желание писать. Сначала поработал на городском радио в Прокопьевске, потом пришёл в «Шахтёрскую правду» к Бондаренко. И понял, что моего образования недостаточно. Поступил в Московский университет на факультет журналистики, который успешно окончил в 1971 году.

Много было знакомых, которые приглашали меня в разные центральные издания. Володя Снегирёв, редактор «Собеседника», говорил: «Ну, куда хочешь? Хочешь – в Киев, хочешь – в Москву…» Практику я проходил в газете «Социалистическая индустрия», в секретариате. Приглашали работать.

Но мне настолько не понравилась внутриредакционная атмосфера… Приходишь в столовую, а они обсуждают друг друга. И я решил поехать в Прокопьевск. Там уже был редактором Баринов Владимир Лаврентьевич, он мне очень помогал. Нужно, например, было в командировку съездить – я узнал, что в Мурманск прибыл рефрижератор «Прокопьевск», – он мне высылал деньги…

– Это же было невероятно во времена плановой экономики, когда каждая копейка расписывалась, была подотчётной!

– Да-да… Настолько я был обязан редактору «Шахтёрской правды», что посчитал долгом вернуться. А потом меня пригласили в «Комсомолец Кузбасса» ответственным секретарём. А через три года – в «Кузбасс». Со Дня смеха – с 1 апреля 1977 года по 1 июня 2009 года проработал. За год предупредил о своём уходе…

Пока был в «Кузбассе», 14 лет преподавал в нашем университете – КемГУ… Я всегда с удовольствием шёл на работу. Было интересно.

– Обычно говорят: «Секретариат – штаб редакции»…

– Когда я ещё учился в Москве, очень интересовался иностранной прессой. И одну из идей – модульной верстки – решил применить в «Кузбассе». В Союзе по ней делали только один журнал в Ленинграде, пытались её внедрить в «Литературной газете», и в методических руководствах для оформителей писали, что в газетах модульная вёрстка невозможна. Я прошерстил американские, итальянские, французские газеты... Прочитал теорию в книге Хелберта «Сетка»…

И понял, что всё, что я делал, – это математика. И стремился я всегда к красоте математики. Правда,  трудно было осуществить её, пока не было офсета …

– Прямо скажем: вёрстка газеты «Кузбасс» – это вёрстка Дьяконова. И газета Дьяконова не походила ни на одну другую. Это ваш личный стиль.

– Ну, может быть… Потом я заметил, что «Известия» перешли на модульную вёрстку рекламных полос – 128 прямоугольников на полосе. Для «Шахтёрской правды», когда там работал Валера Гужвенко, я сделал сетку, и они несколько лет занимали первые места. Потом, когда он пришёл в «Кузбасс», мы с ним делали цветную газету. И читатели говорили: «Даже просто рассматривать полосы приятно». А всё дело в том, что в формат А 2 вписаны прямоугольники «золотого сечения», пропорции человека. Человек неосознанно рисует сам себя…

– За время, пока вы работали в «Кузбассе», редакторы были всякие – сильные, средние, слабые, никчемушные… Партия сказала: «Надо!», коммунист ответил: «Есть!» Но всегда газета соблюдала определённый стандарт качества публикаций – вне зависимости от политической их составляющей. Это ведь заслуга секретариата…

– Я восемь редакторов пережил. Когда ушёл Денискин, принявший меня в «Кузбасс», и пришёл другой, я целый год приходил к нему каждый день и объяснял, что я делаю и почему. Если он снимал материал, я просил его объяснить причину – чтобы сказать это журналисту. Были профессионалы, которые совершенно не могли ладить с людьми…

– В таких условиях ответственный секретарь играет роль своеобразной буферной зоны между редактором и коллективом, он является носителем стандартов и традиций газеты. Я знаю, многие журналисты, даже те, кто не работал в «Кузбассе», называют вас своим учителем…

– Возможно, это преувеличение. Я многим, например, объяснял свои принципы вёрстки, но немногие смогли это сделать. С материалами, допустим, трудно, фотокор хороший нужен… В «Кузбассе», в принципе, всегда всё было.

Но если сравнивать с «вражеской» прессой, наши газеты всегда напоминали художественную самодеятельность. «Нью-Йорк Таймс» на 200 страницах – и наша четырёхполосная «Правда»… В Японии газеты выходят два раза в день – по 90 страниц…

–  Может, поэтому они сохраняют многомиллионные аудитории…

– Во время защиты дипломной работы я закрыл логотипы и предложил определить, какая это газета. Распознавали с трудом – ни по оформлению, ни по содержанию не было существенных отличий.  Поэтому в своей дипломной работе я пользовался, в основном, английскими и немецкими источниками. В Ленинской библиотеке просмотрел книги по оформлению с 1917 года. Лучшей было руководство по организации работы редакции 1926 года…

Хотел написать книгу по оформлению. Но тогда я смог бы использовать в качестве примеров практически только иностранную прессу…

– Ваше увлечение фотографией… Или это увлечение жизнью?

– Наверное, это и то, и другое. Я фотографии не учился, хотя фотографировал с пятого класса. Уже в более сознательном возрасте стал понимать, что такое фотография. Это, оказывается, бесконечные знания, охватить их полностью невозможно. В чём смысл фотографии? Ты выступаешь в качестве человека, который говорит: «Смотри, как это здорово, как это интересно, хотя ты проходишь мимо этого каждый день». Ещё для меня фотография интересна тем, что она документальна, ты ничего не искажаешь. Поэтому я против «Фотошопа». Фотография для меня – это абсолютный документ. Я любитель репортажной съёмки – всё остальное, считаю, можно повторить.

– Юрий Васильевич, вы, я знаю, выставляете свои работы…

– Вот на этом диске представлена такая выставка. Она отличается тем, что к каждой фотографии приложено японское трёхстишие, которое делает её глубже. Пятьдесят фотографий, над которыми я долго думал, прежде чем выразить в хайку неожиданный смысл. Например, я делал портрет Гарри Гродберга, мирового по уровню органиста, эксперта кемеровского органа. Пролистали с внучкой все словари – оказалось, что слова «орган» в японском языке нет. Поэтому первая строка – «Музыка неба». Хайку целиком: «Музыка неба живёт в пространстве бытия как бесконечность». Почему «музыка неба»? Я был как-то в Домском соборе в Риге, слушал «Реквием» Моцарта. А там, в соборе, органиста не видно, музыка льётся откуда-то сверху…  Далее, я был на радиотелескопе в Кацивели в Крыму, они прослушивают Вселенную на несколько миллиардов световых лет, я слышал её звучание примерно на 5 миллиардов лет… Когда у меня факты сложились, получились три строчки.

Или вот снимок «Вселенская красота». Долго не мог придумать хайку. Наконец, обратился к философии Лао-Цзы, Конфуция… Получились строки: «Вечность – без времени. Бесконечность – без расстояния. Мысль – без предела»…

– Понимаю…

– «Мысль – без предела» относится к человеку. Предел его мысли обозначен тем, как он развивается.

– Приют имени Дьяконова в Кузнецком Алатау. Какими судьбами?

– До 1996 года я каждый год ездил в Крым, проводил отпуск в горах. А потом наступило безденежье, и я впервые приехал на Лужбу. Как-то так получилось, что стал писать о всех соревнованиях туристских, которые здесь проводились. Люди интересные встречались – те, кто был на Северном полюсе, кто ходил на Эверест, в Антарктиду… Приезжаю сюда теперь как в свой родной дом, где все… или большинство – мои единомышленники. И вообще, природа состоит из шедевров. И я нахожусь среди этих шедевров, только должен суметь прочитать, в чём природа преуспела – будь это насекомое, животное, растение…

Ну, а почему Михаил Шевалье назвал приют моим именем? Наверное, я один из тех людей, кто ему чем-то интересен. Мы можем поддержать его, предостеречь. Вообще, я ему говорю, что то, чем он занимается, – это сумасшествие. Ни один нормальный человек ни за какие деньги не возьмётся за такой груз. Развивать детско-юношеский туризм в таких масштабах… По своему душевному складу он совершенно необычный человек…

– На сколько себя ощущаете по возрасту?

– Я пять лет пролежал в больнице, у меня нет трёх позвонков, мне давали первую группу инвалидности, врачи говорили: «Мы не можем разрешить вам работать». И я потребовал тогда отменить инвалидность. А возраст…

Я чувствую, что отстаю от своего возраста. Тем более, сейчас у меня появились возможности заняться тем, чем хочется. Считаю, что самое лучшее времяпрепровождение – это путешествия. Сейчас с женой мы можем поехать куда-то. Не в Турцию, а в более информативную поездку…

– Продолжаете познавать мир…

– Как только сел на завалинку – всё, жизнь закончилась… Постоянно нужно делать над собой усилия. И преодоление всегда заканчивается одной фразой: «Я могу».

Александр Белокуров

Седьмой день

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Июль 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31