рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Потерянный рай

Новокузнецкий художник Татьяна Никулина как никто другой способна передать в своих произведениях грусть и печаль повседневности, тоску без названия. Ближе всего ей по духу драматизм обычной жизни, маленькие трагедии которой подчас едва заметны. В этом смогли убедиться все, кто пришел в Дом творческих союзов на первую персональную выставку картин Татьяны Никулиной. Мнение автора о своем творчестве и мнение коллег художника в нашем материале.

– Татьяна, поздравляем вас с первой персональной выставкой. Как долго вы шли к ней?

– Спасибо. Действительно на подготовку выставки ушло очень много времени. И в основном здесь я представила свои работы за последние три года. Это около шестидесяти картин. Все они объединены общей и близкой для меня темой. И что интересно, когда выставка еще не открылась, к нам приезжали люди из Новосибирска и после посещения экспозиции оставили в Интернете свои комментарии, назвав её «Потерей рая», что, в общем, недалеко от истины.

– Но при этом сами вы название для выставки придумывать не стали?

– Это просто персональная выставка. Пусть каждый для себя сам выберет название.

– В ваших произведениях отчетливо проявляется тема одиночества, какая-то особая «пустынность». С чем это связано?

– В моей жизни был такой период, когда я потеряла всех своих близких. И это нашло выражение в картинах. Но всё в прошлом. Просто мы всегда вырываем темы для творчества из окружающей действительности. И я выбираю из общего количества наиболее близкие мне мотивы.

– На ваших картинах часто можно увидеть брошенных животных. Бездомные кошки и собаки своего рода источник вдохновения? А почему не люди?

– Меня и люди интересуют. Но в меньшей степени. А бездомные животные, их особенно жалко. Я всегда их подбираю. Вы наверняка знаете, у нас в городе есть организация «Кот и Пес», я с ними дружу. И восхищаюсь этими людьми. А что касается моих картин, каждое брошенное животное, изображенное на них, – это отдельная печальная история существа, у которого неясное будущее, суровое настоящее и безвозвратное прошлое. И все это я стараюсь передать в своих работах.

– Вы окончили Иркутское художественное училище. А сейчас сами учите детей рисовать. Что сложнее впитывать в себя знания или отдавать их?

– В учебе у меня никогда проблем особых не было. Разве что после возвращения из Иркутска. Я тогда получила травму глаз. И это, в свою очередь, предопределило мою судьбу. Я некоторое время не могла работать ни за компьютером (а я ведь дизайнер), ни рисовать. И, наверное, поэтому все мои картины маленького формата. Но сейчас у меня со зрением все в порядке, правда, пишу меньше портретов. Хотя раньше это был основной мой жанр. Наверное, поэтому я сегодня больше рисую животных.

А что касается моей преподавательской части жизни, все мои ученики хотят стать в первую очередь дизайнерами, а не художниками. Это особенности возраста. Но я замечаю, что интерес к искусству начинает проявляться. Особенно у девочек. Я помню, что довольно долгое время была такая пустота, когда никто не хотел писать картины. Сейчас все изменилось, как ни странно. Тем более в нашем пролетарском городе. Сегодня дети, которые приходят в художественную школу, они «избранные». То есть у них уже есть серьезный настрой. Это их собственный выбор, не выбор родителей.

– Вы упомянули, что искусством, в частности живописью, больше интересуются девочки. А мальчики как же?

- Понимаете, в современном искусстве сегодня нет денег. И поэтому в наше время большинство художников женщины. Мужчины ищут средства в других областях.

–То есть написание картин это не прибыльный бизнес?

Абсолютно нет! Мои коллеги считали, во сколько обходится производство одной картины. Если учесть все, то есть краски, холст, кисти, раму и так далее по мелочам, получается сумма порядка шести тысяч рублей. А иногда и больше. И поэтому, наверное, творить ради искусства могут в основном художники женского пола. Потому что это абсолютное «творческое волонтерство».

– Татьяна, а вы сами когда решили, что хотите стать именно художником?

– Других вариантов у меня просто не было. Я верю в предначертанность судьбы и не представляю себя в другой профессии. Как писал Кузьма Петров-Водкин: «Иногда судьба не дает свернуть тебе на другую дорогу». Так получилось и у меня.

– Раз заговорили о великих художниках, кто из них для вас является кумиром или на кого вы равняетесь? Чье творчество вам близко по духу?

– Иногда мои работы сравнивают с работами американских художников Эндрю Уайта и Эдварда Хоппера. В их картинах есть свойственная заокеанским живописцам «пустынность», как раз то понятие, которое вы ко мне применили. Но сама для себя я выделяю китайских художников. В частности это Ай Сюань. Его творчество мне особенно близко, особенно «Тибетский цикл».

– А если говорить о русских художниках?

– Русских очень много. Наверное, это Сергей Архипов. Ну, еще, конечно, Валентин Серов, поскольку я занималась портретами. Всех просто не перечислишь.

– Коллеги по цеху называют вас уникальным нешаблонным художником. Со своей исключительной критической точкой зрения на окружающий мир. Вы с этим согласны?

– Меня часто ругают за «темень» и грусть в работах. Но я не могу писать веселые картины. Даже если бы я этого и захотела, перенести радость на холст у меня бы не получилось. Просто какой ты сам, такая и твоя работа. Все проходит сквозь призму твоего сознания и отображается на картине в конечном итоге. Меня не интересуют солнышко и зеленеющая травка. Меня больше привлекает мрак. Я с детства была немного «грустик», и это дает о себе знать. Ну, а коллегам по цеху... Наверное, со стороны виднее. Спросите у них. К примеру, у Татьяны Михайловны Высоцкой, искусствоведа, Заслуженного работника культуры России.

Мало кто лучше нее разбирается в живописи в нашем городе.

– Воспользуемся вашим советом. Татьяна Михайловна, что вы, как искусствовед, можете сказать об авторе сегодняшней выставки?

Она очень глубокий человек, сосредоточенный на своей внутренней жизни. У нее уникально-острое восприятие реальности. У нее свой особенный мир. Мир промзоны, окраин, мир потерявшихся кошек и собак, недолюбленных и недоласканных существ. Она минималист. И у меня такое ощущение, что все, что она пишет, это хроники «собачьей жизни». Вот изобразила Таня на картине полуголодную собаку или кошку, в ожидании смотрящую вдаль, и это ключевой персонаж ее композиции, но, тем не менее, речь идет о людях! То есть через включение каких-то фрагментов и ситуаций, подсмотренных в реальной жизни нашего города с его обшарпанными домами и несостоявшимися человеческими жизнями, дарит всем ощущение драматизма. Это касается практически каждой работы Татьяны Никулиной.

– Я смотрел на картины, и мне показалось, что в них недостает ярких красок. Это тоже особенный авторский почерк художника Никулиной?

– Таня очень скупа в палитре. В основном, это серо-коричневая гамма. Но у нее все на такие изумительные тоненькие и четкие оттенки разобрано. С одной стороны палитра минимальна по цвету, а с другой –максимальна по колориту. В ее картинах чувствуется вибрация воздуха. Его яркость и переливы. Все детали находятся в пространстве. Таня умеет передать атмосферу, в которой просматривается социальная боль жизни нашего города.

– А что вы можете сказать о портретных работах Татьяны Никулиной?

– Она, безусловно, портретист! Таня умеет рисовать и писать великолепные портреты с уникальным сходством. Она прекрасно моделирует форму лица, но без особых подробностей, без ненужной слащавости. Все лица очень точны. Взгляд ее персонажей буквально буравит зрителей. Это мастерски написанные глаза. На такое далеко не каждый художник способен. Таня никогда никому не льстит. И если в лице человека есть какие-то минусы, для нее это не важно. Напротив, через обостренность формы прорывается трагическое состояние души этого замечательного художника. Благодаря этому зритель чувствует все, что переживает человек на портрете.

– Татьяна Михайловна, а насколько важно для художника именно «не льстить?»

– Будете льстить – будете продавать картины. А если будете правдиво писать, как пишет Татьяна Никулина, останетесь художником музейного уровня. Таня – это настоящий, серьезный художник! С творческой платформой, концепцией.

– То есть многое зависит от характера человека…

– Да. Конечно. Таня – достаточно резкий человек. Со своими суждениями, с особым пограничным состоянием души и внутреннего мира. Все вместе позволяет ей видеть трагизм жизни и переносить этот трагизм на холст. При этом я не думаю, что Таня специально отыскивает трагические сюжеты для своих картин. Она просто замечает то, от чего другие отворачиваются, проходят мимо. А Таня так не может. Результат вы видите в ее картинах.

– Можно ли сказать, что Татьяна Никулина художник со своим узнаваемым стилем?

– Конечно. Для каждого автора, который хочет состояться, главная проблема – это выбор своего уникального пути. Своего стиля. Определенного образного мира. И все это у Татьяны есть! Ей удалось не только не затеряться в многочисленной армии художников, но получилось выделиться из общей массы и стать ярким, самобытным, интересным автором. И в этом может убедиться каждый ценитель искусства, если посмотрит на работы Татьяны Никулиной.

Евгений Назаров, фото Владимира Шабанкова

 Седьмой день

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Авг 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
30 31