рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

«Подлинный успех – это благодарность учеников»

В конце ноября в Новокузнецке состоялся городской конкурс профессионального мастерства «Педагог года». За победу сражались неординарные, яркие и талантливые учителя города. На торжественной церемонии закрытия конкурса в Администрации Новокузнецка было объявлено имя нашей сегодняшней героини, победителя конкурса, – педагога МБОУ «Гимназия №10» учителя истории и обществознания Ирины Сергеевны РЯБОВОЙ.

– Ирина Сергеевна, с чего началась ваша педагогическая деятельность?

– Я окончила гимназию №10, поступила в 2001 году на исторический факультет КузГПА, в 2006 году окончила его и поступила на работу в школу №96. Это было необычное образовательное учреждение. Экспериментальная «толстовская» школа, созданная в традициях Ясной Поляны. Потом по определенным причинам школа закрылась, а я вернулась в свою родную гимназию №10, где работаю и теперь.

– Вы впервые принимаете участие в конкурсе «Педагог года»?

– Строго говоря, нет. В 2013 году я уже становилась лауреатом конкурса. А в этом году победила. Конкурс состоит из семи этапов, конкурсных испытаний, из них три очных и четыре заочных. По их итогам выбирается тот претендент, кто, скажем так, соответствует всем показателям и требованиям. И открытое занятие нужно было провести, и мастер-класс, и принять участие в пресс-конференции, где обсуждались самые актуальные вопросы современного образования.

– С учениками какого возраста вам интереснее работать?

Со старшеклассниками. Хотя, нет. Каждый возраст интересен по-своему, у каждой параллели своя специфика. Десятые и одиннадцатые классы – это дети уже более серьезного возраста, с ними интересно строить беседы, они готовы к обсуждению каких-то умозрительных вещей. Если в пятых-шестых классах я больше использую на уроках игровую деятельность, с выпускниками – другие приемы и методы, с ними очень интересно разговаривать…

– Что бы вы могли посоветовать родителям, дети которых учатся сейчас в среднем и старшем звене, для лучшего освоения ваших предметов – истории и обществознания?

– Думаю, родителям нужно больше внимания уделять процессу обучения, особенно в пятых и шестых классах, поскольку история – предмет сложный, нужно и уметь говорить, и сопоставлять различные факты. И, конечно, родители могут помочь своим детям в понимании и осознании исторических процессов. А кроме того, в процессе общения родители и сами, возможно, откроют для себя что-то новое. А родителям старшеклассников особенно важно поддерживать детей во время подготовки к экзаменам, быть их первыми слушателями и оппонентами в дискуссиях, потому что если ребенок выбирает историю на ЕГЭ, без проговаривания материала ему будет очень сложно подготовиться.

– Профессия учителя, наверное, как никакая другая сопряжена с открытиями. Расскажите о ваших открытиях в педагогической деятельности…

– Открытия бывают двух видов: методические и личностные. Методические, когда я нахожу что-нибудь интересное в профессиональном плане, например, когда сталкиваюсь с какой-то проблемой, перелопачиваю горы литературы, чтобы понять, как можно ее решить, и внезапно обнаруживаю что-то интересное, что я могу применить в работе. Это методические новинки, игры, например. А бывают личностные открытия, связанные с конкретными детьми. Когда, скажем, ребенок пять лет учился, ничем особенно не выделялся, а потом вдруг раскрыл свои способности.

– Безусловно, в раскрытии талантов важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Как вам удаётся его найти?

Здесь главное – внимание. Да, сложно: двадцать пять человек в классе, и каждому оно необходимо. Но если методически правильно простроить занятие, в этом нет ничего невозможного. Во время проведения самостоятельных работ можно подойти к каждому, помочь, подсказать, направить. А если это коллективная работа – дать каждому возможность высказаться, и хвалить от души, а не формально. Так, чтобы у него появлялось желание отвечать на уроке.

– Сейчас много говорится о том, что дети не любят читать, что дети стали более «цифровыми», что они с трудом усваивают информацию из книг. Как вы с этой проблемой справляетесь и что делаете?

Информационный мир сейчас формирует новый, клиповый, тип мышления. Когда информация воспринимается не линейно, как это было раньше, а отдельными яркими картинками. И Интернет с его социальными сетями, и современный кинематограф формируют его именно в этом плане. И детям, конечно, трудно читать, даже не в том плане, что им неинтересно, а в том, что им очень трудно воспринимать язык и стилистику классической литературы. И, конечно, на уроках я пытаюсь задействовать то оружие, которое будет помогать им, а не мешать. Я использую, не всегда и не везде, но по мере сил технологию скрайбинга, например. (Скрайбинг – новейшая техника презентации, когда речь выступающего иллюстрируется «на лету» рисунками фломастером на белой доске или листе бумаги. Получается как бы «эффект параллельного следования», когда дети и слышат и видят примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда – прим. ред.). Чем хорош скрайбинг, так это степенью усвоения информации, она намного выше, потому что позволяет удерживать внимание аудитории.

– Как вы считаете, можно ли у этого цифрового поколения, а оно действительно уникальное, потому что раньше такого резкого скачка информационных технологий просто не было, и разрыв между поколениями «отцов и детей» образовался просто гигантский… Можно ли у них все-таки каким-то образом развить любовь к литературе, истории? Или, может быть, это утопия, и пусть они будут, какие есть?

Я думаю, можно и нужно. Только действовать необходимо современными способами. Мы сами должны шагать вперед, без этого никак. Если мы не будем прибегать к современным возможностям, разрыв только увеличится. Историю, к примеру, можно изучать не только читая учебник, но и посещая музеи, а это можно сейчас делать посредством сети Интернет, и, не выходя из класса, побывать в Лувре или галерее Уффици. Однако в использовании Интернета тоже нужна мера, у детей необходимо развивать и логическое мышление, и причинно-следственные связи, помогающие лучше усваивать любую информацию, а для этого необходимо непосредственное живое общение с педагогом.

– Теперь, если позволите, немного о вас. Что любите читать? Какие жанры? Авторы?

Я воспитана на Ключевском, Соловьеве, Платонове. И это до сих пор представляет для меня особый интерес, охотно перечитываю работы этих авторов.

Нравится мне и научно-популярная литература, Стивен Хокинг, например, очень меня занимает, а если говорить о литературе более широкого формата, мне нравится жанр «фэнтэзи», в детстве зачитывалась Толкиеном. Очень близка мне книга Мариам Петросян «Дом, в котором…» Но, надо сказать, современная литература по большому счету проходит мимо, потому что времени не хватает, и читаешь все-таки преимущественно образовательные, профессиональные вещи…

Детям я бы посоветовала больше читать научно-популярную литературу, где очень много интересного и развивающего, но нужно читать и хороших классиков, причем не только отечественных, но и зарубежных, например, Олдоса Хаксли, Кена Кизи, Рэя Бредбери.

– Времени много не бывает, но отпуск у педагогов – сказка, потому что всегда летом. Чем занимаетесь в отпуске?

Люблю путешествовать. С детства привыкла заниматься спортом: легкой атлетикой, альпинизмом и скалолазанием, а сейчас освоила еще и стрельбу из традиционного лука и айкидо. Альпинизмом занимаюсь и в Шерегеше, и в Крыму, где отличный скалолазный центр, неподалеку от Ялты, в Краснокаменке. Туда приезжают альпинисты со всего мира. Люблю поездки по Горному Алтаю, прошлый раз мы доехали почти до самой Монголии.

 – Что такое для вас – успех? С чем он у вас ассоциируется?

Человек должен реально оценивать свои возможности, уметь ставить цели в соответствии со своими потребностями и добиваться этих целей. И необязательно в профессиональном плане, а в самых разных областях нашей жизни. Я считаю, успех – это когда человек не только в профессии достиг каких-то высот, но и вообще в жизни. Когда он умеет общаться, способен выходить из конфликтных ситуаций. Это и помощь ближнему. Сейчас подростки как-то не очень умеют помогать незнакомым людям… И это понятно, современная культура формирует резкий индивидуализм. А это приводит, в свою очередь, к атрофии многих качеств, и не очень ясно, какие моральные ценности мы можем потерять в связи с этим. И поэтому я думаю, когда человек осознает добро и зло – это тоже успех.

– А что вы сами считаете своим самым большим достижением в профессиональной деятельности?

Когда мои ученики благодарят меня после окончания школы.

Беседовала Евгения Истомина

 Седьмой день

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Дек 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31