рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

На Марсе была ядерная война?

Солидная доля сенсационности в заголовке сразу настораживает: а не обыкновенная ли это чушь, которой полным-полно в «жёлтых» изданиях? Однако на самом деле это научная гипотеза, которую выдвинул известный учёный-астрофизик Джон Бранденбург. Он попытался объяснить некоторые результаты исследований поверхности «красной планеты».

В частности – наличия большого количества изотопов ксенона-129 в атмосфере Марса, а также урана и тория на поверхности. В атмосфере Земли ксенон-129 появился после первых ядерных взрывов и катастрофы в Чернобыле. Этот тяжёлый инертный газ не улетучивается в космос и надёжно свидетельствует о бурном ядерном прошлом планеты миллионы лет назад.

Впервые учёный заговорил об этом в 2011 году. Тогда он предположил, что на Марсе в районе Ацидалийского моря на глубине примерно 1 километра было естественное рудное месторождение тория, урана и калия. Миллиард  лет назад в него просочились воды с поверхности и началась реакция с выделением тепла. Постепенно в естественном подземном реакторе всё больше накапливалось ядерное топливо в форме урана-233 и плутония-239. Сильный поток нейтронов привёл также к образованию изотопов радиоактивного калия.

В какой-то момент накопилась критическая масса урана и плутония, вода из-за подъёма температуры выкипела, естественный реактор перешёл в критический режим и произошёл ядерный взрыв.

«Высвобождение энергии было катастрофическим и привело к выбросу облака пыли и пепла, как от мощного удара астероида. Это привело к выпадению радиоактивной пыли и обломков на значительной части поверхности планеты, и этот слой был обогащен ураном и торием. Из-за взрыва сформировалась впадина шириной примерно 400 километров в районе Ацидалийского моря», – говорилось в докладе Бранденбурга.

Эта гипотеза сразу же подверглась массированной критике. Одним из аргументом было то, что естественный ядерный реактор на Земле, на который ссылался учёный, так и не взорвался. Имеются в виду урановые рудные тела в месторождении Окло в Габоне. В 1972 году французский физик Франсис Перрен, изучая изотопный состав руд, обнаружил 16 индивидуальных реакторов в трёх частях месторождения. Самопроизвольная реакция здесь началась 2 миллиарда лет назад и длилась несколько сотен тысяч лет. Совокупная тепловая мощность естественных реакторов была около 100 кВт – это сравнимо с работой дюжины тостеров. Изотопный состав выделенного из пород ксенона позволил рассчитать, что типичный цикл работы реактора составлял примерно 3 часа: около 30 минут критичности – пока была вода и 2 часа 30 минут охлаждения – когда вода выкипала.

В принципе, в далёком прошлом и на Марсе могла бы образоваться достаточная концентрация тория и урана для поддержания самопроизвольной реакции, но навряд ли естественные реакторы могли привести к катастрофическим последствиям. Как указывают критики, морфологически Марс и Земля очень похожи, да и нет никаких геологических признаков того, что когда-то на соседней планете произошло что-то вроде взрыва естественного ядерного реактора.

…Джон Бранденбург внял доводам оппонентов и на ежегодном осеннем собрании Американского физического общества в штате Иллинойс выступил с новой теорией: по Марсу миллионы лет назад кем-то был нанесён мощный ядерный удар.

Исходил при этом учёный не только из-за присутствия в атмосфере планеты ксенона-129 (который появился в атмосфере Земли только после 1945 года). Новейшие исследования обнаружили большую концентрацию тория и урана в двух противоположных точках – в Сидонии и Утопии. По мнению Бранденбурга, отсутствие кратера на поверхности планеты говорит о том, что мощный ядерный взрыв произошёл высоко в атмосфере. Ударная волна, обогнув планету, столкнулась сама с собой на противоположной стороне и вызвала обильное выпадение радиоактивных осадков. Впрочем, могли быть два ядерных взрыва. В пользу гипотезы, по мнению учёного, говорят видимые спектроскопами следы тринитита – радиоктивного стекла. На Земле оно осталось на месте первого ядерного взрыва в пустыне Невада. На поверхности Марса следы тринитита наблюдаются только в Сидонии и Утопии.

Да и в целом красный цвет почвы планеты объясняется именно последствиями взрыва, уверяет учёный. Он попытался вычислить мощность ядерного заряда, сорвавшего атмосферу с Марса и уничтожившего его цивилизацию (по мнению учёного, в те времена Марс по природным условиям был очень похож на Землю). Она равнялась нескольким миллиардам тонн в тротиловом эквиваленте. Напомним, самая мощная термоядерная бомба, взорванная над Новой землёй, имела мощность 50 мегатонн. Чудовищная бомба, испепелившая марсиан, могла быть, по мнению учёного, 150 метров в диаметре…

Самое интересное, что скептики, набросившиеся на Бранденбурга, не могут упрекнуть его в одном – в ненаучности его гипотезы. Она опирается на ряд вполне научных фактов и объясняет их. Наиболее серьёзным является наличие в атмосфере Марса ксенона-129. Откуда он там? Пока что другого объяснения не найдено.

Всё остальное – из области фантазий. Кто мог взорвать бомбу? Кого она уничтожила? По мнению Бранденбурга, некая высокоразвитая цивилизация систематически уничтожает своих потенциальных соперников, отправляя зонды-берсеркеры во все концы Вселенной. Эти космические конкистадоры не дают разумной жизни подняться в развитии до определённого технологического уровня. Именно они уничтожили цивилизацию на Марсе и, возможно, планету Фаэтон, которая была когда-то на орбите между Юпитером и Марсом. Возможно, развалины города в Сидонии, видимые до сих пор из-под слоя пыли, смогут рассказать, что произошло миллионы лет назад на Марсе и чего следует опасаться землянам.

Джон Бранденбург призывает как можно быстрее отправить экспедицию на Марс, чтобы получить, наконец, ответы: что произошло с «красной планетой», почему она превратилась в безжизненную пустыню?

…Энрико Ферми как-то беседовал с создателем термоядерной бомбы Эдвардом Теллером. Теллер, убеждённый уфолог, принялся рассуждать о множественности миров, подобных Земле. Ферми тогда спросил его: «А вы не задумывались над тем, что если инопланетяне существуют, то где же они все?»

Может, они уничтожены. Или так напуганы, что старательно скрывают своё присутствие. Не исключено, что после посещения Марса и мы перестанем искать долгожданной встречи…