рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Ермак покорял в Сибири русских?

Ермак Тимофеевич – это национальный герой России. Все знают, что он завоевал Сибирь для Государства Российского. Точнее – для Московского государства. Выступил в поход в 1581 году, несколько лет сражался с ханом Кучумом (возможно, это этнический узбек) и погиб в результате коварного нападения. Ну, а до него, историкам это известно, Сибирь активно осваивали жители Устюга, пермских Мезени и Чердыни – непокорные жители этих северных городов, сопротивляясь московским князьям и царям, уходили на поиск новых земель на Восток. Тем самым, как ни странно, расширяя границы Государства Российского…

До того новгородцы предпринимали походы за Каменный пояс (Уральские горы) – о чём в московских летописях старались не писать: враждовала Москва с Новгородом. Вот, кажется, и всё!

Однако томский учёный-этнограф Галина Ивановна Пелих, долгие годы изучавшая язык, историю и культуру селькупов, живущих в среднем течении Оби, обратила нечаянное внимание на русские деревни в этом же районе. Раньше они не вызывали особого интереса.

Но беседуя со случайными попутчиками и соседями, чалдонами, она всё-таки отметила удивительный факт: эти русские не имеют ничего общего ни с устюжанами, чердынцами и мезенцами, ни с религиозными беженцами, устремившимися после Никоновских реформ в Сибирь, ни с более поздними переселенцами.

«Сейчас, при просмотре экспедиционных материалов прошлых лет, обнаружились многочисленные упоминания о неких Каяловых и ряд рассказов, записанных с их слов как о селькупах, так и о самих сибирских старожилах Каяловых и об их далекой прародине на реке Каяле», – писала этнолог. Выходило, что когда-то в древности их предки, именуемые самарами, жили где-то в тёплых степях на реке Самара, которая впадает слева в Днепр. Род Каяловых обитал на притоке Самары Каяле, которая изгибалась коромыслом, почему и получила такое название. Низовье реки носило имя Байбалак (Волчий Хвост), поскольку когда она летом пересыхала, то становилась похожей на хвост волка.

 Когда начались «страшенные войны» – скорее всего, это было татаро-монгольское нашествие в XIII–XIV веках – род Каяловых отправился на поиск мира и спокойствия в Лукоморье, куда раньше ушли соседний род Цынганов, а ещё раньше – другие самарцы. Шли не наобум – дорога была давно известна от торговцев пушниной. Ехали верхом, вели с собой скот, питаясь им. Путь их лежал через Каменный пояс на восток, в место слияния рек Оби и Иртыша. Лукоморьем, кстати, русские называли не только  морской залив, но и место слияния рек. Здесь было основано село Самарово и ряд других русских поселений. Самары жили рядом с «остячьем» – мирно ладили друг с другом. Селькупы называли поселенцев «паджо тыманда» – «русский пришел», «паджо-лака» – это уважительное обращение.

Самары, как и прежде на своей родине, разводили голубых коней-бахмутов. Только здесь они со временем изменились – стали лохматыми и приземистыми, утратили голубой цвет, изменив его на сизый. Но остались резвыми и выносливыми…

После смерти Галины Ивановны её работу продолжил её коллега доктор географических наук профессор Томского госуниверситета Алексей Михайлович Малолетко, давший интервью «Красноярскому рабочему» под названием «Первая русская колония в Сибири».

Вот выдержки из интервью: «Каяловы, как явствует из их преданий, основывались первоначально на Иртыше недалеко от цынган. Одну из проток Иртыша они назвали Байбалакой в память о реке своей прежней родины (хантыйское название протоки Кельма-пасол). Так протока называется и поныне. Документы XVII века подтверждают проживание Каяловых на Байбалакинских юртах на протоке Байбалаковской. Цынганы оставили свой след во многих других местах. В Чертежной книге Сибири, составленной С. У. Ремезовым к 1701 году, на правом берегу Иртыша показаны «домики», сопровожденные надписью «Цынганы», а рядом - река Цынга, вытекающая из озера. На этом же листе у Сургута против устья реки Большой Юган имеется надпись «Цынгапа», относящаяся к острову. Примерно 150 лет назад по реке Демьянке стояли остяцкие юрты Цынганские. Еще в начале прошлого века были известны Цингинские (Цингалинские) юрты из пяти дворов в Уватском районе, около села Горная Суббота. Крупное село Цингалы, основанное до Ермака, стоит и ныне на берегу Иртыша. Сравнительно недавно, в послевоенное время, на картах показывались "изба Цынганина" и "юрты Цынганины" в бассейне реки Большой Юган (левый приток Оби)».

Кстати говоря, задолго до рождения Ермака Тимофеевича австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 году, в своих «Записках о Московии» привёл и краткие сведения о Сибири. Он взял их из некоего «русского дорожника» – «Указатель пути к Печоре, Югре и реке Оби». Такие путеводители в то время составлялись путешественниками и, за неимением карт, служили источником всяких сведений о территории. Сам дорожник до нас не дошёл, мы можем судить о его содержании со слов австрийца.

По его словам, Лукоморье находится на правом берегу Оби, в лесистой местности: «Из Лукоморских гор вытекает река Коссин, при устье которой находится крепость Коссин. Вместе с этой рекой берет начало другая река Кассима и, протекши через Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин». Учёные локализовали эти места на современной карте: Лукоморские горы – это Сибирские увалы в правобережье Оби, известные близ устья Иртыша как Самарское Белогорье. Кассима – река Назым, которая впадает в Обь у села Самарово. Раньше она называлась Казымкой.

То, что русские живут в Сибири, было известно правителям Московии. Собственно, их-то и отправились «покорять» казаки…

Поэтому отношения сразу не сложились. Чалдоны сумели объединить местное население в небольшие княжества. Князцы Самар, Чингал (Цынгал), Бардак, Роман, Бояр, Дон, Демьян, Боянд оказали государевым людям ожесточённое сопротивление. Но у них не было огнестрельного оружия. «Бардаковы дети» Тонья и Суета, со своими людьми «заворовали и погромили» государеву казну в 400 рублей, убив нескольких русских. После этого Сургутское княжество было разгромлено…

Не сумев противостоять казакам и стрельцам, часть чалдонов вместе с частью селькупов ушла на юго-восток, где в Обь впадают реки Тым, Кеть и Чулым. Другая группа отправилась на северо-восток – на реки Таз и Енисей, а возможно и дальше – в языках народов Восточной Сибири находят неизвестный южный компонент, связанный с обозначением понятия «человек»…

Враждебное отношение чалдонов и «новых русских», возможно, объясняется тем, что «старые русские» говорили на устаревшем «потешном» языке, не знали многих благ «цивилизации», в том числе пороха. А главное – их вера представляла смесь язычества и христианства.  Герард Миллер в «Описании Сибирского царства», рассказывая о присоединении земли князя Демьяна по реке Демьянка, сообщает, что аборигены оказали особое сопротивление в Демьянском городке, где у них стоял особо почитаемый идол: «…Есть у них Кумир, о котором сказывают, что вывезен из России во времена Владимирова крещения, и в России под именем Христа ему молятся. Оной Кумир вылит из золота, и сидит в чаше…»

Ну, а самое главное – пушнина. В 1597 году царь Федор Иоанович послал в Мангазею, что находилась на реке Таз, своего человека Федора Дьякова, чтобы тот исследовал местность на предмет присоединения к России. Вернувшись через три года с ясаком, Дьяков докладывал новому царю Борису Годунову: «Там в незнаемых странах восточных полно русских людей... Каких? А всяких... Они там давно. Кто торгует, кто охотится, а кто дань с самояди берёт в свою пользу воровски». На пушнину в Московии была государственная монополия…

Галина Пелих отмечала: «Археологи одними из первых заметили появление в Приобье в 13 – 14 вв. предметов … чуждых местному населению. Это были фрагменты русского горшка с плоским дном, изготовленного на гончарном круге, железные ключи, голубые фаянсовые бусины, бляхи с головами льва или барана, большое количество бронзовых и серебряных поделок-луниц, височные кольца и браслеты с бочонками, иначе говоря, комплект украшений, хорошо известных по русским и болгарским древностям». К XIII веку относится и самая ранняя из русских кольчуг, найденных в Сибири…

Выходит, русский человек обжил Сибирь задолго до того, как её «покорил» Ермак?

Иван Хворостинин

Седьмой день

Дополнительно об этом можно прочитать по адресу: http://etnogena02.hut2.ru/Path-SKOLO/11-sam-chald-ermakRUS-2.htm

Добавить комментарий

Редакция портала «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ, в том числе высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан.

Кроме того, согласно внутренним правилам модерации, редакция «Седьмой день» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, оскорбляют авторов комментируемого материала, а также содержащие ненормативную лексику и любые гиперссылки.

В случае регулярного нарушения пользователем правил модерации его доступ к комментированию может быть заблокирован, а все оставленные им сообщения удалены.

Нажатие кнопки «Отправить» является безоговорочным принятием этих условий.

Защитный код
Обновить

Свежий номер

Архив

<< < Май 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 23 24
25 26 27 28 29 30 31